Дети – маленькие творцы. Первое, что они осваивают, –  это творческий, как сейчас любят говорить «креативный», подход к вещам. Даже маленькие дети могут использовать ложку как мобильный телефон, а когда становятся постарше, карандаш в их руках легко превращается в волшебную палочку. Надо сказать, что с годами дети становятся все более традиционными и творческое использование предметов улетучивается, но творчество – нет. Затем они учатся рисовать, и полету фантазии нет предела.

Давайте заглянем  в мастерскую детского рисунка! Оказывается, нарисованные предметы имеют еще и символическое значение. Оказывается, детские рисунки можно читать, как книгу.

Девочки. Они любят рисовать принцесс, кукол. Но это не просто трогательный рисунок. Это своего рода «примеривание» женской роли к себе. Первые шаги половой идентификации. Эта принцесса – сама девочка, точнее невеста! И это очень правильно и полезно. Невеста, жена, будущая мама.

Мальчики. На их рисунках часто появляются машины, танки, корабли. Правильно, с техникой мужчины дружат. А если идут бои и войны или сражения с чудовищами, так это же проявляется роль защитника. Что общего между рисунками девочек и мальчиков? Дети любят рисовать ДОМ. Иногда дом психологи сравнивают с личностью. Посмотрите, какие разные дома у наших детей. Вот большой основательный дом на весь лист, из трубы идет дым. Это теплый дом, обитаемый, там живут. В нем есть окна, двери. В этом доме ждут гостей, что отражает готовность к общению. Иногда дом не такой большой, но вокруг много всего: и деревья и речка, и птицы, и солнышко. Так проявляется интерес к внешнему миру!

У детского творчества есть еще одна очень важная функция: отреагировать переживания. Это происходит как через рисунки, так и через фантазии. Дети и подростки самостоятельно рисуют, пишут стихи и рассказы. Такое творчество надо поощрять. Тем более, если ребенок делится им. Подарил рисунок – повесили на видном месте. Сочинил историю или стихи, поделился – выслушали. Очень важно и признание: участие в конкурсах, выставках, первые публикации. Когда к психологам приходят маленькие пациенты, переполненные страхами, пережившие драматические ситуации, используются проективные методики: рисунки на различные темы либо методика «Создание историй». Подобные задания предоставляют пространства для выражения чувств и переживаний. Ребенок как бы проецирует свой внутренний мир на лист бумаги либо через героев своего рассказа. Такое совместное творчество помогает обрести душевное равновесие.

Я, как практический психолог, провожу занятия в Мастерской общения для подросков более 20 лет. Наше последнее занятие было посвящено творчеству. Ребята нарисовали по пямяти те рисунки, что рисовали в детстве. Они здесь представлены. А вот какое интересное определение творчеству дал один молодой человек 16 лет: «Когда я творю, я как бы продвигаюсь вперед». Ребята, рассуждая о творчестве, отмечали, что оно помогает освободиться от отрицательных чувств и стресса; в творчестве происходит соединение знаний и эмоций. А самое главное состоит в том, что творчество способствует самовыражению.

Так что желаем вам и вашим детям творческого развития личности!

 

«ЛУЧИК 6+» – детский журнал