Последствия психологической травмы.
Как определить у себя по телесным симптомам?
Если вы подозреваете, что живете под воздействием последствий тяжёлых событий, будет полезно знать какие ощущения в себе, в теле, в своём поведении могут об этом свидетельствовать!
Чтобы чувствовать себя адекттно, нам важно чувствовать себя в своём теле!
Чувствовать тело, как своё, дружественное, надёжное🤗
Нам комфортно и безопасно) ❤
Если это ни так, то может свидетельствовать о том, что тело не в полной мере справилось с травматическим опытом!
Также, если вы сталкиваетесь с замиранием, ступором, это не просто чувство растерянности, а именно физический ступор.
Чтобы преодолеть эту отрешённость, человек может прибегать к различного рода острым ощущениям.
И самыми невинными могут быть экстремальная езда и виды спорта.
Это своеобразная компенсация отсутствия контакта с собой, своим телом!
Также болезни, особенно сердечно-сосудистой и эндокринной систем, могут быть следствием психологической травмы!
Как определить у себя по телесным симптомам?
Если вы подозреваете, что живете под воздействием последствий тяжёлых событий, будет полезно знать какие ощущения в себе, в теле, в своём поведении могут об этом свидетельствовать!
Чтобы чувствовать себя адекттно, нам важно чувствовать себя в своём теле!
Чувствовать тело, как своё, дружественное, надёжное🤗
Нам комфортно и безопасно) ❤
Если это ни так, то может свидетельствовать о том, что тело не в полной мере справилось с травматическим опытом!
Также, если вы сталкиваетесь с замиранием, ступором, это не просто чувство растерянности, а именно физический ступор.
Чтобы преодолеть эту отрешённость, человек может прибегать к различного рода острым ощущениям.
И самыми невинными могут быть экстремальная езда и виды спорта.
Это своеобразная компенсация отсутствия контакта с собой, своим телом!
Также болезни, особенно сердечно-сосудистой и эндокринной систем, могут быть следствием психологической травмы!
Алекситимия
и психосоматика.
Что это значит и как может помочь разобраться в себе?
Первое понятие означает не чувствование себя, своих ощущения в теле, это может случиться в результате травматических переживаний!
Человек может ощущать дискомфорт, но сказать, где именно , с чем связано это ощущение, назвать затруднится .
Бывает, что физический дискомфорт воспринимается, как эмоциональный и наоборот.
Например, вместо того, чтобы прожить тревогу, человек начинает задыхаться или хвататься за сердце. 💜❤
Психосоматика более распространённый термин и он означает физическое страдание вследствии психологических причин.
Когда болезнь охватывает уже внутренние органы и они начинают страдать.
Общепризнанными являются болезни вызванные психологическими причинами такие, как гипертензия, астма и другие.
Очень важно установить контакт со своим телом в лечении РПП и ПА ( расстройство пищевого поведения и панические атаки).
и психосоматика.
Что это значит и как может помочь разобраться в себе?
Первое понятие означает не чувствование себя, своих ощущения в теле, это может случиться в результате травматических переживаний!
Человек может ощущать дискомфорт, но сказать, где именно , с чем связано это ощущение, назвать затруднится .
Бывает, что физический дискомфорт воспринимается, как эмоциональный и наоборот.
Например, вместо того, чтобы прожить тревогу, человек начинает задыхаться или хвататься за сердце. 💜❤
Психосоматика более распространённый термин и он означает физическое страдание вследствии психологических причин.
Когда болезнь охватывает уже внутренние органы и они начинают страдать.
Общепризнанными являются болезни вызванные психологическими причинами такие, как гипертензия, астма и другие.
Очень важно установить контакт со своим телом в лечении РПП и ПА ( расстройство пищевого поведения и панические атаки).
Что происходит с ребёнком, когда он уже не ребёнок, но ещё не взрослый?
Переходный возраст - это сложно и вот почему!
Ребёнок уже утратил детскую непосредственность восприятия мира, многое он начинает воспринимать, как проблемы, а ресурсов их решать ещё нет!
Бурный рост, гармональная перестройка, которая превращается в хаос или бурю!
Плюс "распаковка" травматического опыта, если он имеется. Неприятные воспоминания из детства могут одолевать!
Это всё происходит впервые, весь предыдущий опыт не подходит для того, чтобы осмыслить происходящие трансформации!
Родители часто в этом возрасте переживают свои кризисы (середины жизни), семейная система часто бывает подвержена серьёзным испытаниям, иногда не выдерживает.
С подростками всё ещё продолжает работать золотое правило детских психологов - если ребёнок плохо себя ведёт, он плохо себя чувствует!
Это важно помнить, чтобы помочь подростку и себе, сохранить с ним достаточно хорошие отношения, чтобы по крайней мере не стать с ним врагами на время бурных изменений!
Про подростковый возраст написано множество литературы и статей и вроде бы сложно добавить что-то новое!
Однако, каждая отдельная история - это всегда что-то новое!
Да и развитие практической психологии не стоит на месте, а развивается достаточно быстро!
Хочется остановится на таком факторе подросткового возраста, как переживание травматического опыта, который произошёл в детстве.
Как с этим сталкивается подростковый психолог.
А также с каким трудностями может встретиться подросток, если его детствр было безоблачным! 🐛🦋
Напишу об этом подробно в следующем посте! 🙂❤
Переходный возраст - это сложно и вот почему!
Ребёнок уже утратил детскую непосредственность восприятия мира, многое он начинает воспринимать, как проблемы, а ресурсов их решать ещё нет!
Бурный рост, гармональная перестройка, которая превращается в хаос или бурю!
Плюс "распаковка" травматического опыта, если он имеется. Неприятные воспоминания из детства могут одолевать!
Это всё происходит впервые, весь предыдущий опыт не подходит для того, чтобы осмыслить происходящие трансформации!
Родители часто в этом возрасте переживают свои кризисы (середины жизни), семейная система часто бывает подвержена серьёзным испытаниям, иногда не выдерживает.
С подростками всё ещё продолжает работать золотое правило детских психологов - если ребёнок плохо себя ведёт, он плохо себя чувствует!
Это важно помнить, чтобы помочь подростку и себе, сохранить с ним достаточно хорошие отношения, чтобы по крайней мере не стать с ним врагами на время бурных изменений!
Про подростковый возраст написано множество литературы и статей и вроде бы сложно добавить что-то новое!
Однако, каждая отдельная история - это всегда что-то новое!
Да и развитие практической психологии не стоит на месте, а развивается достаточно быстро!
Хочется остановится на таком факторе подросткового возраста, как переживание травматического опыта, который произошёл в детстве.
Как с этим сталкивается подростковый психолог.
А также с каким трудностями может встретиться подросток, если его детствр было безоблачным! 🐛🦋
Напишу об этом подробно в следующем посте! 🙂❤
Подростковый период без сложностей и конфликтов, такое возможно?
Если детство было наполнено любовью и стабильностью, проходило без потрясений - это гарантия счастливой жизни и отсутствие конфликтов в подростковом возрасте?
Если ребёнка любят и замечают его потребности, то это большое подспорье в будущем, это даёт надёжную опору для уверенности в своих силах, собственной ценности.
Является бесценным даром от родителей детям, как бы это не прозвучало пафосно, но иногда в работе практического психолога именно такая тональность рождается!
Когда ребёнок достигает подросткового возраста, его потребность в автономии увеличивается.
Зачастую именно эта потребность становится источником конфликтов.
Если есть диалог, то постепенно удаётся договариваться, родители находят в себе силы больше доверять своему подростку!)
Но у подростка есть разные потребности, они касаются взаимоотношений с противоположным полом, друзьями, одноклассниками, эмоциональной сферы, психических, физических особенностей.
В подростковом возрасте происходят "тиктанические сдвиги" во всех сферах, какие только могут быть у человека.
Это бывает непросто!
И родителям тоже!
Родителям тоже нужна поддержка в том, чтобы выносить рядом подростка, которому непросто.
Работа с подростком всегда предполагает поддержку родителей. Часто такой поддержкой является то, что у подростка появляется психолог, ведь роль психотерапевта своим детям уже невозможна и неуместна для родителей подростка!
Переходный возраст в среднем в современных реалиях - это возраст с 11 лет, о верхней рамке идут споры и она отодвигается, в классическом понимании подросткового возраста - это 16 лет, с 17 - это юношеский возраст.
Ну, а с 18 лет - это совершеннолетие.
Перед родителями задача уважать его автономию и помнить, что он только недавно стал взрослым и многого просто ещё не знает в мире взрослых!
Задача подросткового возраста - отделение от родителей.
Дело непростое, вспомните рождение ребёнка, как яркий пример первого отделения от мамы.
Подростковый возраст - это эмоциональное отделение от семьи, важно не путать с разрывом отношений!
С точки зрения практического психолога мягкий и успешный переход зависит во многом в наличии поддержки у ребёнка и родителей! 🙏😊
Если детство было наполнено любовью и стабильностью, проходило без потрясений - это гарантия счастливой жизни и отсутствие конфликтов в подростковом возрасте?
Если ребёнка любят и замечают его потребности, то это большое подспорье в будущем, это даёт надёжную опору для уверенности в своих силах, собственной ценности.
Является бесценным даром от родителей детям, как бы это не прозвучало пафосно, но иногда в работе практического психолога именно такая тональность рождается!
Когда ребёнок достигает подросткового возраста, его потребность в автономии увеличивается.
Зачастую именно эта потребность становится источником конфликтов.
Если есть диалог, то постепенно удаётся договариваться, родители находят в себе силы больше доверять своему подростку!)
Но у подростка есть разные потребности, они касаются взаимоотношений с противоположным полом, друзьями, одноклассниками, эмоциональной сферы, психических, физических особенностей.
В подростковом возрасте происходят "тиктанические сдвиги" во всех сферах, какие только могут быть у человека.
Это бывает непросто!
И родителям тоже!
Родителям тоже нужна поддержка в том, чтобы выносить рядом подростка, которому непросто.
Работа с подростком всегда предполагает поддержку родителей. Часто такой поддержкой является то, что у подростка появляется психолог, ведь роль психотерапевта своим детям уже невозможна и неуместна для родителей подростка!
Переходный возраст в среднем в современных реалиях - это возраст с 11 лет, о верхней рамке идут споры и она отодвигается, в классическом понимании подросткового возраста - это 16 лет, с 17 - это юношеский возраст.
Ну, а с 18 лет - это совершеннолетие.
Перед родителями задача уважать его автономию и помнить, что он только недавно стал взрослым и многого просто ещё не знает в мире взрослых!
Задача подросткового возраста - отделение от родителей.
Дело непростое, вспомните рождение ребёнка, как яркий пример первого отделения от мамы.
Подростковый возраст - это эмоциональное отделение от семьи, важно не путать с разрывом отношений!
С точки зрения практического психолога мягкий и успешный переход зависит во многом в наличии поддержки у ребёнка и родителей! 🙏😊
❤1
Евгения Колесникова:
Группа для подростков 12 - 15 лет.
ДРУЗЬЯ
Стать взрослым легко!? Многие дети хотят поскорее стать взрослыми, но так ли легко это сделать?
В таком быстро меняющемся мире особенно!
Отделиться от взрослых, но не остаться в одиночестве!
Сейчас подросткам бывает трудно найти друзей.
Мир не только изменчивый, он ещё и неуловимый, потому что большинство общения проходит онлайн!
Как быть современным подросткам, как и где найти опору, преодолеть страх, одиночество и найти в себе решимость?
Группа общения и поддержки - это выход для современного подростка.и его родителей!)
Обращение к родителям:
Беспокоитесь за своего подростка, мы понимаем Ваши переживания.
Вас тревожит:
- получится ли у ребенка жить эту жизнь успешно;
- завести друзей;
- вы не знаете как ему помочь?
- он замкнулся в себе, мало что вам говорит?
- он стесняется, робок и боится неудач?
- найти себя и свое место в жизни?
Помогите своему ребенку преодолеть эти трудности вместе с нами, специалистами в области детской и подростковой психологии
Вам и вашим детям, некогда заниматься собой и отношениями?
Вы все время заняты?
Возможно, групповая поддержка с подростковыми психологами - это выход!
Мы приглашаем вас получить новый опыт, где ребёнок сможет раскрыться, почувствовать себя, свои потребности, научится отстаивать их.
Находить компромисс и договариваться, учиться дружить и общаться с противоположным полом!
Самые значимые темы встреч:
Я и мой мир;
Друзья и Одиночество
Компьютерные игры: зачем я играю и какова моя выгода
Меня никто не выбирает – отношения со сверстниками
Агрессивная среда: все дружат а я не могу с ними дружить;
Границы - их нарушают друзья, как я себя защищаю
Внутренние конфликты: «Я и Родители», «Могу, Хочу, но не Делаю», «Позволение и Запреты»
Интерес к противоположному полу – первый положительный или отрицательный опыт общения.
Приходите - записывайтесь на консультацию онлайн
Формат встреч:
Еженедельно по воскресеньям в 12.30.
В течении учебного года.
Система абонентов со скидкой.
Ведущие:
Колесникова Евгения, детский и семейный психолог, ведущая детских групп с 2010г
Анна Рябова, подростковый психолог, гештальт-терапевт, ведущая групп с 2001 года.
Подросток - это взрослый или ребёнок? Он не часто рассказывает о себе? Помогите своему подростку найти свой путь в жизни !
Подростковый возраст – это не просто переходный период, это настоящая революция в жизни вашего ребенка. Гормональный шторм, поиск себя, давление сверстников – все это может привести к:
* Замкнутости и депрессии: Ребёнок отстраняется, перестаёт делиться, у него пропадает интерес к жизни.
* Конфликтам: Постоянные ссоры с вами и сверстниками, агрессия, непослушание.
* Проблемам в учёбе: Снижение успеваемости, потеря мотивации.
* Тревоге и страхам: Беспокойство о будущем, страх социальных ситуаций, панические атаки.
Но есть решение! Групповая терапия для подростков – это не просто разговоры, а мощный инструмент для роста и развития.
В группе, среди сверстников, ваш ребёнок сможет:
* Понять, что он не одинок: Увидеть, что другие подростки сталкиваются с похожими проблемами. Это снижает чувство стыда и изоляции.
* Развить навыки общения: Научиться выражать свои мысли и чувства, слушать и понимать других.
* Укрепить самооценку: Постепенно преодолевая трудности, ребёнок обретает уверенность в себе.
* Развить навыки решения проблем: Получить инструменты для успешного преодоления жизненных вызовов.
* Найти поддержку: Ощутить чувство принадлежности к сообществу, где его принимают и понимают.
Групповая терапия – это инвестиция в счастливое будущее вашего ребёнка! Это пространство доверия и поддержки, где он сможет раскрыться, найти свой голос и обрести уверенность в себе.
Приходите к нам !!! Запись на онлайн консультацию.
Формат встреч:
Еженедельно по воскресеньям в 12.30.
В течении учебного года.
Система абонентов со скидкой.
Ведущие:
Колесникова Евгения, детский и семейный психолог, ведущая детских групп с 2010г
Анна Рябова, подростковый психолог, гештальт-терапевт, ведущая групп с 2001 года.
Группа для подростков 12 - 15 лет.
ДРУЗЬЯ
Стать взрослым легко!? Многие дети хотят поскорее стать взрослыми, но так ли легко это сделать?
В таком быстро меняющемся мире особенно!
Отделиться от взрослых, но не остаться в одиночестве!
Сейчас подросткам бывает трудно найти друзей.
Мир не только изменчивый, он ещё и неуловимый, потому что большинство общения проходит онлайн!
Как быть современным подросткам, как и где найти опору, преодолеть страх, одиночество и найти в себе решимость?
Группа общения и поддержки - это выход для современного подростка.и его родителей!)
Обращение к родителям:
Беспокоитесь за своего подростка, мы понимаем Ваши переживания.
Вас тревожит:
- получится ли у ребенка жить эту жизнь успешно;
- завести друзей;
- вы не знаете как ему помочь?
- он замкнулся в себе, мало что вам говорит?
- он стесняется, робок и боится неудач?
- найти себя и свое место в жизни?
Помогите своему ребенку преодолеть эти трудности вместе с нами, специалистами в области детской и подростковой психологии
Вам и вашим детям, некогда заниматься собой и отношениями?
Вы все время заняты?
Возможно, групповая поддержка с подростковыми психологами - это выход!
Мы приглашаем вас получить новый опыт, где ребёнок сможет раскрыться, почувствовать себя, свои потребности, научится отстаивать их.
Находить компромисс и договариваться, учиться дружить и общаться с противоположным полом!
Самые значимые темы встреч:
Я и мой мир;
Друзья и Одиночество
Компьютерные игры: зачем я играю и какова моя выгода
Меня никто не выбирает – отношения со сверстниками
Агрессивная среда: все дружат а я не могу с ними дружить;
Границы - их нарушают друзья, как я себя защищаю
Внутренние конфликты: «Я и Родители», «Могу, Хочу, но не Делаю», «Позволение и Запреты»
Интерес к противоположному полу – первый положительный или отрицательный опыт общения.
Приходите - записывайтесь на консультацию онлайн
Формат встреч:
Еженедельно по воскресеньям в 12.30.
В течении учебного года.
Система абонентов со скидкой.
Ведущие:
Колесникова Евгения, детский и семейный психолог, ведущая детских групп с 2010г
Анна Рябова, подростковый психолог, гештальт-терапевт, ведущая групп с 2001 года.
Подросток - это взрослый или ребёнок? Он не часто рассказывает о себе? Помогите своему подростку найти свой путь в жизни !
Подростковый возраст – это не просто переходный период, это настоящая революция в жизни вашего ребенка. Гормональный шторм, поиск себя, давление сверстников – все это может привести к:
* Замкнутости и депрессии: Ребёнок отстраняется, перестаёт делиться, у него пропадает интерес к жизни.
* Конфликтам: Постоянные ссоры с вами и сверстниками, агрессия, непослушание.
* Проблемам в учёбе: Снижение успеваемости, потеря мотивации.
* Тревоге и страхам: Беспокойство о будущем, страх социальных ситуаций, панические атаки.
Но есть решение! Групповая терапия для подростков – это не просто разговоры, а мощный инструмент для роста и развития.
В группе, среди сверстников, ваш ребёнок сможет:
* Понять, что он не одинок: Увидеть, что другие подростки сталкиваются с похожими проблемами. Это снижает чувство стыда и изоляции.
* Развить навыки общения: Научиться выражать свои мысли и чувства, слушать и понимать других.
* Укрепить самооценку: Постепенно преодолевая трудности, ребёнок обретает уверенность в себе.
* Развить навыки решения проблем: Получить инструменты для успешного преодоления жизненных вызовов.
* Найти поддержку: Ощутить чувство принадлежности к сообществу, где его принимают и понимают.
Групповая терапия – это инвестиция в счастливое будущее вашего ребёнка! Это пространство доверия и поддержки, где он сможет раскрыться, найти свой голос и обрести уверенность в себе.
Приходите к нам !!! Запись на онлайн консультацию.
Формат встреч:
Еженедельно по воскресеньям в 12.30.
В течении учебного года.
Система абонентов со скидкой.
Ведущие:
Колесникова Евгения, детский и семейный психолог, ведущая детских групп с 2010г
Анна Рябова, подростковый психолог, гештальт-терапевт, ведущая групп с 2001 года.
❤1
Быть чувствительным, эмпатичным - это слабость или сила?
Всё начинается в детстве!
Ребёнок, который реагирует слишком бурно может быть неудобным, доставлять неудобство родителям и воспитателям!
Наши бабушки называли таких детей капризными или невоспитанными.
Да, для взрослых яркие реакции ребёнка - это неудобно, но если проявить достаточно принятия, терпения и "не задавить" чувствительного ребёнка, то из него может вырасти очень устойчивый взрослый.
Ведь внутреняя опора - это ничто иное, как доверие себе, своим чувствам.
Такой взрослый практически неуязвим для жизненных невзгод, у него достаточно "инструментов", чтобы переживать любые трудности!
Когда хочется поплакать, когда - посмеяться, он в контакте со своими чувствами и эмоциями!
Всё начинается в детстве!
Ребёнок, который реагирует слишком бурно может быть неудобным, доставлять неудобство родителям и воспитателям!
Наши бабушки называли таких детей капризными или невоспитанными.
Да, для взрослых яркие реакции ребёнка - это неудобно, но если проявить достаточно принятия, терпения и "не задавить" чувствительного ребёнка, то из него может вырасти очень устойчивый взрослый.
Ведь внутреняя опора - это ничто иное, как доверие себе, своим чувствам.
Такой взрослый практически неуязвим для жизненных невзгод, у него достаточно "инструментов", чтобы переживать любые трудности!
Когда хочется поплакать, когда - посмеяться, он в контакте со своими чувствами и эмоциями!
Почему группа - это то, что нужно вашему подростку?
В возрастной психологии ведущий тип деятельности в подростковом возрасте - это межличностное общение!
Именно в этот период человек испытывает сильную потребность в общении!
Но современная действительность такова, что научиться общаться подростку бывает очень сложно!
Может возникнуть трудность, нереализованная потребность.
Именно групповая терапия отвечает запросу подростка, на групповой терапии он сможет получить то, что ему нужно.
В безопасносном терапевтическом пространстве подросток научится конструктивному взаимодействию, получит поддержку ни только ведущий психологов, но и сверстников.
Цели групповой терапии можно сформулировать так: "вернуть человека в человечество".
Иными словами - помочь ему адаптироваться в обществе так, чтобы быть принятым и чувствовать себя максимально комфортно.
Ведь у каждого человека свои особенности, предыдущий опыт.
Именно в подростковом возрасте - ведущий тип деятельности - общение со сверстниками!
Также в подростковом возрасте начинают проявляться рефлексия, критическое мышление, в том числе по отношению к себе!
Все черты характера доходят до своего максимума, обостряются.
Е'сли в процессе взросления случались травматические события, они начинают "просыпаться" и давать о себе знать именно в переходном возрасте.
Группа поможет осуществить этот переход безопасно и конструктивно!
В возрастной психологии ведущий тип деятельности в подростковом возрасте - это межличностное общение!
Именно в этот период человек испытывает сильную потребность в общении!
Но современная действительность такова, что научиться общаться подростку бывает очень сложно!
Может возникнуть трудность, нереализованная потребность.
Именно групповая терапия отвечает запросу подростка, на групповой терапии он сможет получить то, что ему нужно.
В безопасносном терапевтическом пространстве подросток научится конструктивному взаимодействию, получит поддержку ни только ведущий психологов, но и сверстников.
Цели групповой терапии можно сформулировать так: "вернуть человека в человечество".
Иными словами - помочь ему адаптироваться в обществе так, чтобы быть принятым и чувствовать себя максимально комфортно.
Ведь у каждого человека свои особенности, предыдущий опыт.
Именно в подростковом возрасте - ведущий тип деятельности - общение со сверстниками!
Также в подростковом возрасте начинают проявляться рефлексия, критическое мышление, в том числе по отношению к себе!
Все черты характера доходят до своего максимума, обостряются.
Е'сли в процессе взросления случались травматические события, они начинают "просыпаться" и давать о себе знать именно в переходном возрасте.
Группа поможет осуществить этот переход безопасно и конструктивно!
Forwarded from Терапия
ИИ как психолог — почему нет, и где да💎
Может ли нейросеть заменить психолога? Сегодня продолжаем рубрику про ИИ вместе:
👉 с клиническим психологом и основательницей сервиса Ларисой Кареновной
👉и техдиректором Александром Токаревым
— Может ли ИИ заменить психолога?
👩🏻💼 Психолог:
👨💻 Техдир:
— Где ИИ действительно полезен в психотерапии?
👩🏻💼 Психолог:
👨💻 Техдир:
— Какие главные риски использования ИИ в психологии?
👩🏻💼 Психолог:
👨💻 Техдир:
— Так всё-таки — где “нет”, а где “да”?
👩🏻💼 Психолог:
👨💻 Техдир:
Подобрать психолога
🤩 Подписаться
Может ли нейросеть заменить психолога? Сегодня продолжаем рубрику про ИИ вместе:
👉 с клиническим психологом и основательницей сервиса Ларисой Кареновной
👉и техдиректором Александром Токаревым
— Может ли ИИ заменить психолога?
👩🏻💼 Психолог:
Терапевтический альянс крайне важен для эффективности терапии. А что такое альянс? Это отношения. Психолог начинает работу еще до того, как человек сказал первое "Здравствуйте" при встрече. Чат-боты вообще не улавливают невербалику, и часто не понимают контекст и двусмысленность выражений. А еще ИИ не видит, в каком состоянии человек пишет первые строки.
Например, когда пользователь пишет о тяжёлых переживаниях или намекает на опасные мысли, система может поблагодарить за доверие или поддержать тему — такие случаи мы уже видели в СМИ.
Все зависит от того, что именно вы ждете от психолога. Если вы рассматриваете психолога как "функцию" — обезличенного специалиста, который может помочь вам своими знаниями и навыками, то может. ИИ уже обладают бóльшим количеством знаний, чем большинство психологов-людей. Но если для вас в терапии важен личный контакт и личные отношения с человеком напротив (а меня активно пытаются убедить, что это и есть самое важное), то пока что ИИ заменить это не может.
— Где ИИ действительно полезен в психотерапии?
👩🏻💼 Психолог:
Диагностика и дифдиагностика — это то, где ИИ может быть действительно полезен. Он обрабатывает и хранит огромные базы данных, и для диагностики это открывает большой потенциал. Алгоритмы уже анализируют речь, мимику и интонацию, чтобы выявлять ранние признаки депрессии или когнитивных нарушений.
Еще об ИИ можно подумать, и порефлексировать, попросить подобрать упражнение.
Не уверен, что у меня достаточно знаний, чтобы ответить на этот вопрос. Но если судить по отзывам пользователей моих ботов, отчасти выполняющих роль психолога, то главное, за что их хвалят — это способность выслушать, поддержать и помочь в рефлексии на важные темы.
— Какие главные риски использования ИИ в психологии?
👩🏻💼 Психолог:
Основные: утечка данных, угодничество и воспроизведение дискриминации из-за выборок, на которых ИИ обучается. Ориентация ИИ на удовлетворённость пользователя может противоречить терапевтическим целям, особенно когда важно конфронтировать с человеком и сохранять критический взгляд.
Те же самые, что и в любой другой области — ошибки. ИИ это очень мощный, но очень не точный инструмент, который иногда может выдавать совершеннейшую порой опасную чушь, которой легко поверить, забыв о том, что ИИ это не интеллектуальная машина, а просто генератор слов (если мы говорим про LLM).
— Так всё-таки — где “нет”, а где “да”?
👩🏻💼 Психолог:
ИИ не заменит психолога, но может стать полезным инструментом.
Там, где нужна аналитика, диагностика, сбор информации — я бы сказала смелое "да", хотя нужна и экспертная оценка.
Там, где нужны отношения, эмпатия, критичность, точно нет.
Подумать об ИИ точно бывает полезно, попросить конкретные практики или диагностику (не забывая про перепроверку). Как волшебная магическая палочка, которая все знает и все решит — точно нет.
Подобрать психолога
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Forwarded from Людмила Петрановская
Мифы вокруг травмы, связанные с обесцениванием, мы рассмотрели в прошлый раз.
На другом полюсе у нас - драматизация и генерализация.
Тут тоже есть мифы и стереотипы
Например, идея, что любой негативный опыт,
каждый раз, когда мы разочарованы, недовольны, обижены, чувствуем душевную боль - это травма. А уж если ребенок страдает и плачет - так и подавно
Конечно, это не так.
Негативные переживания - это нормальная часть жизни. У нас не должно быть всегда всё хорошо и радостно. Со стрессом и фрустрацией мы должны справляться, и дети тоже. Мы на это рассчитаны (и слезы - один из способов). Травма возникает тогда, когда психика справиться не смогла.
Когда мы всё на свете называем "травмой" и "ретраматизацией", мы девальвируем понятие травмы и это, кроме всего прочего, неуважительно по отношению к тем людям, которые переживают реально травматичный опыт.
Есть ещё одна идея о том, что травма идёт людям пользу. Это как раз про то, что всё, что нас не убивает, делает нас сильнее. Миф о том, что обязательно после травмы бывает посттравматический рост. Идея популярная, но, к сожалению, не соответствующая действительности.
Далеко не всегда травма приводит к посттравматическому росту. И не сама по себе травма к нему приводит, а личные усилия и качества человека, который смог найти в себе силы - вопреки травме
Ситуация травмы это всегда уравнение с множеством составляющих: что произошло, с кем, в какой момент, в каком состоянии, сколько длилось, что можно (или нельзя) было сделать, что было потом, кто и как (не) помог и так далее.
Уже 1 августа в 20:00 по Москве состоится первая встреча интенсива «Всё, что нас не убивает», на которой будем разбираться:
- Что происходит с психикой в ситуации угрозы или страдания?
- Что такое психологическая травма и чем она отличается от фрустрации, стресса, тяжелого опыта?
- Почему фрустрация полезна, а травма – нет?
- Что увеличивает риск травмы?
- Что помогает из травмы выйти?
Читайте про интенсив и присоединяйтесь по ссылке.
На другом полюсе у нас - драматизация и генерализация.
Тут тоже есть мифы и стереотипы
Например, идея, что любой негативный опыт,
каждый раз, когда мы разочарованы, недовольны, обижены, чувствуем душевную боль - это травма. А уж если ребенок страдает и плачет - так и подавно
Конечно, это не так.
Негативные переживания - это нормальная часть жизни. У нас не должно быть всегда всё хорошо и радостно. Со стрессом и фрустрацией мы должны справляться, и дети тоже. Мы на это рассчитаны (и слезы - один из способов). Травма возникает тогда, когда психика справиться не смогла.
Когда мы всё на свете называем "травмой" и "ретраматизацией", мы девальвируем понятие травмы и это, кроме всего прочего, неуважительно по отношению к тем людям, которые переживают реально травматичный опыт.
Есть ещё одна идея о том, что травма идёт людям пользу. Это как раз про то, что всё, что нас не убивает, делает нас сильнее. Миф о том, что обязательно после травмы бывает посттравматический рост. Идея популярная, но, к сожалению, не соответствующая действительности.
Далеко не всегда травма приводит к посттравматическому росту. И не сама по себе травма к нему приводит, а личные усилия и качества человека, который смог найти в себе силы - вопреки травме
Ситуация травмы это всегда уравнение с множеством составляющих: что произошло, с кем, в какой момент, в каком состоянии, сколько длилось, что можно (или нельзя) было сделать, что было потом, кто и как (не) помог и так далее.
Уже 1 августа в 20:00 по Москве состоится первая встреча интенсива «Всё, что нас не убивает», на которой будем разбираться:
- Что происходит с психикой в ситуации угрозы или страдания?
- Что такое психологическая травма и чем она отличается от фрустрации, стресса, тяжелого опыта?
- Почему фрустрация полезна, а травма – нет?
- Что увеличивает риск травмы?
- Что помогает из травмы выйти?
Читайте про интенсив и присоединяйтесь по ссылке.
Forwarded from Людмила Петрановская
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Вчера прошел первый вебинар интенсива «Все, что нас не убивает». Он уже доступен в записи в личном кабинете. Присоединиться можно по ссылке.
Впереди у нас еще два вебинара, всех жду!
Впереди у нас еще два вебинара, всех жду!
Forwarded from Людмила Петрановская
Травма - идея по-своему привлекательная и простая. Как если бы у нас был какой-то "хороший", "правильный" путь, ровные рельсы. И, если бы наша жизнь, начиная с детства, по ним и катилась, то все было бы хорошо. Но случилась травма - как булыжник под колесом, и вот наш "трамвай" с тех пор вместо того чтобы с радостным звоном ехать от парка до метро, скрежещет колесами по мостовой, а то и вовсе перевернулся.
Любые проблемы, сложности в отношениях, неудачи на работе, трудности с детьми - значит, была какая-то травма. Которую человек, возможно, даже не помнит и не осознает. Но она была. Надо её найти, "проработать" - и тогда всё наладится. А любые другие усилия по улучшению своей жизни - типичное не то: "недостаточно глубоко", "останется не проработанным"
Это, конечно, утрированное изложение, хотя... не особо:)
В результате люди иногда годами "ищут травму", упуская реальные возможности что-то изменить к лучшему .
Проблемы могут быть вызваны множеством разных причин: состоянием здоровья, трудновыносимыми обстоятельствами жизни, болезненными отношениями (сейчас, а не в детстве), тяжёлой потерей, прямой опасностью (война, репрессии, уличное и домашнее насилие), переутомлением , неверными решениями, нашими сложившимися привычками или врождёнными особенностями - можно продолжать.
Если все это игнорировать и только "искать травму", мы просто будем ходить по
кругу, не используя другие, реальные возможности улучшить свое состояние.
Да, травма тоже может быть причиной проблем, и очень серьезных. Конечно, с ней надо работать. Но обычно сначала стоит посмотреть на то, что не надо "искать", а оно вот оно, в нашей сегодняшней жизни. И начинать стоит с самого прозаичного: что с моим телом? С моей психикой? В безопасности ли я? Справляюсь ли со стрессом? Не разрушают ли меня мои сегодняшние отношения или привычки?
Даже если травма в прошлом есть, успешно с ней работать можно только на фоне достаточной стабильности и безопасности. Наша психика - не дура, она не позволит расконсервировать старую боль, которая не случайно же была отсечена и спрятана. Если у нас и сегодня земля горит под ногами или мы валимся в бездну депрессии - куда нам ещё такой "подарок" из прошлого?
Поэтому не спешите "искать травму". Во-первых, если она есть, то она не даст о себе забыть. Во-вторых, ваша задача - иметь запас сил, чтобы с ней встретиться.
Любые проблемы, сложности в отношениях, неудачи на работе, трудности с детьми - значит, была какая-то травма. Которую человек, возможно, даже не помнит и не осознает. Но она была. Надо её найти, "проработать" - и тогда всё наладится. А любые другие усилия по улучшению своей жизни - типичное не то: "недостаточно глубоко", "останется не проработанным"
Это, конечно, утрированное изложение, хотя... не особо:)
В результате люди иногда годами "ищут травму", упуская реальные возможности что-то изменить к лучшему .
Проблемы могут быть вызваны множеством разных причин: состоянием здоровья, трудновыносимыми обстоятельствами жизни, болезненными отношениями (сейчас, а не в детстве), тяжёлой потерей, прямой опасностью (война, репрессии, уличное и домашнее насилие), переутомлением , неверными решениями, нашими сложившимися привычками или врождёнными особенностями - можно продолжать.
Если все это игнорировать и только "искать травму", мы просто будем ходить по
кругу, не используя другие, реальные возможности улучшить свое состояние.
Да, травма тоже может быть причиной проблем, и очень серьезных. Конечно, с ней надо работать. Но обычно сначала стоит посмотреть на то, что не надо "искать", а оно вот оно, в нашей сегодняшней жизни. И начинать стоит с самого прозаичного: что с моим телом? С моей психикой? В безопасности ли я? Справляюсь ли со стрессом? Не разрушают ли меня мои сегодняшние отношения или привычки?
Даже если травма в прошлом есть, успешно с ней работать можно только на фоне достаточной стабильности и безопасности. Наша психика - не дура, она не позволит расконсервировать старую боль, которая не случайно же была отсечена и спрятана. Если у нас и сегодня земля горит под ногами или мы валимся в бездну депрессии - куда нам ещё такой "подарок" из прошлого?
Поэтому не спешите "искать травму". Во-первых, если она есть, то она не даст о себе забыть. Во-вторых, ваша задача - иметь запас сил, чтобы с ней встретиться.
Кто или что помогает психологу?
Как работать психологом много лет и десятилетий и не "выгорать"?
Работа психолога токсичная, даже опасная.
В чем трудность и как её преодолеть?
Слушать чужие истории может быть опасно!
Мы существа социальные и откликается на чужую боль.
Итальянские учёные, наблюдая за обезьянами, открыли зеркальные нейроны, благодаря которым они реагируют на сородичей.
Человек тоже реагирует.
Психолог, как и любой человек, реагирует тоже.
"Беззащитными" работать с чужой болью небезопасно.
У психологов есть свои психологи, сообщество, коллеги, супервизоры (у меня их три😊).
Забота о себе, своём ментальном и физическом здоровье - это неотъемлемая часть работы психолога! 🧘♀️💖
Как работать психологом много лет и десятилетий и не "выгорать"?
Работа психолога токсичная, даже опасная.
В чем трудность и как её преодолеть?
Слушать чужие истории может быть опасно!
Мы существа социальные и откликается на чужую боль.
Итальянские учёные, наблюдая за обезьянами, открыли зеркальные нейроны, благодаря которым они реагируют на сородичей.
Человек тоже реагирует.
Психолог, как и любой человек, реагирует тоже.
"Беззащитными" работать с чужой болью небезопасно.
У психологов есть свои психологи, сообщество, коллеги, супервизоры (у меня их три😊).
Забота о себе, своём ментальном и физическом здоровье - это неотъемлемая часть работы психолога! 🧘♀️💖