Почему порой мы откладываем важные и даже интересные дела?
Откладывание дел включает следующий механизм: чувствуя неудовлетворение, мы пытаемся отвлечься на что-то приятное и расслабляющее, например, на просмотр роликов или соцсети.
Тревога при этом продолжает расти и никуда не уходит, "разрядки" не происходит.
Приходится ещё усерднее переключаться на "удовольствия".
Я откладываю, не делаю - тревога растёт, я делаю что-то другое, например, пытаюсь отвлечься, просматривая ролики.
Не помогает, тревога растёт.
Мозг уже включился в этот бег по откладыванию.
Из-за борьбы с тревогой всё труднее вернуться к первоначальным планам.
Что же делать?
Важно заметить и всё таки сделать усилие по преодолению этой воронки по откладыванию!
Здесь уже начнёт работать чувство удовлетворения, самоподдержка - гордость собой, продолжать делать будет уже проще, чем продолжать откладывать!
Откладывание дел включает следующий механизм: чувствуя неудовлетворение, мы пытаемся отвлечься на что-то приятное и расслабляющее, например, на просмотр роликов или соцсети.
Тревога при этом продолжает расти и никуда не уходит, "разрядки" не происходит.
Приходится ещё усерднее переключаться на "удовольствия".
Я откладываю, не делаю - тревога растёт, я делаю что-то другое, например, пытаюсь отвлечься, просматривая ролики.
Не помогает, тревога растёт.
Мозг уже включился в этот бег по откладыванию.
Из-за борьбы с тревогой всё труднее вернуться к первоначальным планам.
Что же делать?
Важно заметить и всё таки сделать усилие по преодолению этой воронки по откладыванию!
Здесь уже начнёт работать чувство удовлетворения, самоподдержка - гордость собой, продолжать делать будет уже проще, чем продолжать откладывать!
Что скрывается за симптомом?
Порой люди обращаются к психологу, когда уже что-то в их жизни становится невыносимым.
Симптом настолько мешает жить, что практически парализует жизнь.
Частые такие жалобы - аэрофобия, кинофобия, ятрофобия, агорафобия (реже в последнее время), социофобия включает и агаро.
Так почему люди боятся этих конкретных вещей?
Некоторые клиенты прямо так и заявляют, что это мешает, а в остальном всё отлично.
Хотя токое "отщепление" скорее встречается реже.
Чаще жалобы на страхи звучат в составе других жалоб.
Страх вообще-то одна из наших базовых эмоций.
Он абсолютно нормален и полезен, как и остальные эмоции.
Но если его упорно не замечать или наоборот, фиксироваться только на страхе, то развиваются фобические состояния.
Ещё один надёжный способ довести себя для фобии - это не обращать внимания на свои чувства, не уделять им внимание, не изучать и не исследовать.
Как говорят практические психологи - "жить только в голове", игнорировать сигналы тела.
Есть ещё вариант превращения себя в фобика - это тревожно реагировать на любой телесный знак, "переживать", беспокоиться, интеллектуально изучать разные болезни (читать в интернете).
Альтернативный вариант - это " установить контакт" с собой, своим телом (эмоции рождаются в теле).
И, кстати, туда и уходят, если их упорно не слышат, уходят уже в виде болезней и симптомов!
Порой люди обращаются к психологу, когда уже что-то в их жизни становится невыносимым.
Симптом настолько мешает жить, что практически парализует жизнь.
Частые такие жалобы - аэрофобия, кинофобия, ятрофобия, агорафобия (реже в последнее время), социофобия включает и агаро.
Так почему люди боятся этих конкретных вещей?
Некоторые клиенты прямо так и заявляют, что это мешает, а в остальном всё отлично.
Хотя токое "отщепление" скорее встречается реже.
Чаще жалобы на страхи звучат в составе других жалоб.
Страх вообще-то одна из наших базовых эмоций.
Он абсолютно нормален и полезен, как и остальные эмоции.
Но если его упорно не замечать или наоборот, фиксироваться только на страхе, то развиваются фобические состояния.
Ещё один надёжный способ довести себя для фобии - это не обращать внимания на свои чувства, не уделять им внимание, не изучать и не исследовать.
Как говорят практические психологи - "жить только в голове", игнорировать сигналы тела.
Есть ещё вариант превращения себя в фобика - это тревожно реагировать на любой телесный знак, "переживать", беспокоиться, интеллектуально изучать разные болезни (читать в интернете).
Альтернативный вариант - это " установить контакт" с собой, своим телом (эмоции рождаются в теле).
И, кстати, туда и уходят, если их упорно не слышат, уходят уже в виде болезней и симптомов!
Кризис - это всегда плохо?
Наша психика имеет две часто противоположные тенденции к стабильности и к развитию.
Какая из тенденций "возьмёт верх" в каждый конкретный момент зависит от наших возможностей в данный момент, насколько устойчиво мы себя чувствуем, насколько нам спокойно и мы готовы пробовать новое!
Ф. Перлз писал о том, что кризис - это положительное развитие внутреннего конфликта.
Мы отталкиваемся от внутренних неудобств берём энергию из среды и заходим в кризис!
Я не знаю точно, но читала, что для обозначения "кризиса и возможности" в китайском языке используется один и тот же иероглиф!
И с точки зрения практической психологии это очень точно!
Если человек заходит в кризис, это уже 1 шаг к выходу из него, открытие в себе новых возможностей и обретения нового опыта!
Наша психика имеет две часто противоположные тенденции к стабильности и к развитию.
Какая из тенденций "возьмёт верх" в каждый конкретный момент зависит от наших возможностей в данный момент, насколько устойчиво мы себя чувствуем, насколько нам спокойно и мы готовы пробовать новое!
Ф. Перлз писал о том, что кризис - это положительное развитие внутреннего конфликта.
Мы отталкиваемся от внутренних неудобств берём энергию из среды и заходим в кризис!
Я не знаю точно, но читала, что для обозначения "кризиса и возможности" в китайском языке используется один и тот же иероглиф!
И с точки зрения практической психологии это очень точно!
Если человек заходит в кризис, это уже 1 шаг к выходу из него, открытие в себе новых возможностей и обретения нового опыта!
Почему обычная разговорная психотерапия не работает с ПТСР и КПТСР?
В результате психологической травмы происходит нарушение нейро- биохимического метаболизма.
Например, при воспоминаниях о травмирующем событии идёт угасание центра речи (центр Бока в неокортексе) .
И, наоборот, активация лимбической системы, отвечающей за элементарные чувства, такие как страх, ужас, приводящие к оцепенению.
Поэтому простое проговаривание травмирующей ситуации не даёт ничего, кроме ретравматизации (повторного переживания невыносимых чувств) и постепенно может перейти в тяжёлые нарушения психики, такие, как депрессия.
В преодолении последствий психотравмирующей ситуации важно телесное проживание!
Тело поможет выйти из оцепенения психики, важно включать и использовать телесные практики, травма - терапевтический подход.
В своей работе с психологической травмой я опираюсь на свои чувства, они очень специфические, когда я работаю с клиентом с последствиями травмы.
Клиент сначала закрыт в силу последствий травмы для чувствования и проживания своих чувств.
Но я могу опираться на свои и помогаю клиенту, учу снова доверять себе, своим чувствам и телу!
Сейчас множество современных подходов работы с травмой!
Я использую работу с чувствами, телом, подключаю арт - терапевтические методики и гештальт в работе с травмой!
В результате психологической травмы происходит нарушение нейро- биохимического метаболизма.
Например, при воспоминаниях о травмирующем событии идёт угасание центра речи (центр Бока в неокортексе) .
И, наоборот, активация лимбической системы, отвечающей за элементарные чувства, такие как страх, ужас, приводящие к оцепенению.
Поэтому простое проговаривание травмирующей ситуации не даёт ничего, кроме ретравматизации (повторного переживания невыносимых чувств) и постепенно может перейти в тяжёлые нарушения психики, такие, как депрессия.
В преодолении последствий психотравмирующей ситуации важно телесное проживание!
Тело поможет выйти из оцепенения психики, важно включать и использовать телесные практики, травма - терапевтический подход.
В своей работе с психологической травмой я опираюсь на свои чувства, они очень специфические, когда я работаю с клиентом с последствиями травмы.
Клиент сначала закрыт в силу последствий травмы для чувствования и проживания своих чувств.
Но я могу опираться на свои и помогаю клиенту, учу снова доверять себе, своим чувствам и телу!
Сейчас множество современных подходов работы с травмой!
Я использую работу с чувствами, телом, подключаю арт - терапевтические методики и гештальт в работе с травмой!
Forwarded from Людмила Петрановская
Люди социальные существа, отношения с другими определяют нашу жизнь почти полностью.
Одна из задач детства - научиться жить среди людей.
Сегодня стартует интенсив, посвященный теме социализации, горизонтальных связей, детским группам - той части детства, которую не могут полностью контролировать родители. Но что мы можем сделать? Что важно знать о детских отношениях и детских группах? На что обращать внимание? Как помогать? Как снизить риски (а последствия социальной травмы могут быть не менее серьезными, чем последствия насилия в семье)?
Поэтому сегодня мы начинаем работу на интенсиве «Дети среди детей».
Если вы воспитываете ребенка от 3 до 16 лет или работаете с детьми как воспитатель, учитель, тренер, присоединяйтесь по ссылке в шапке профиля.
Интенсив состоит из 3-х вебинаров.
Каждый вебинар – это теория, это разборы каких-то частых ситуаций и ответы на вопросы, а также это всегда практические задания для самостоятельной работы.
Проходить вебинары будут онлайн раз в неделю, чтобы вы успевали пересмотреть их в записи, если необходимо, и поработать самостоятельно над заданиями.
Тема первой встречи – «Горизонтальные связи в жизни ребёнка: как дружба и общение помогают расти».
Запись будет! У вас останется доступ к записям всех трёх вебинаров до 15 мая.
Но, если вы бы хотели иметь возможность задавать вопросы по ходу встречи, приходите онлайн.
Подробности и регистрация по ссылке - https://petranovskayaonline.ru/childrengroup
Одна из задач детства - научиться жить среди людей.
Сегодня стартует интенсив, посвященный теме социализации, горизонтальных связей, детским группам - той части детства, которую не могут полностью контролировать родители. Но что мы можем сделать? Что важно знать о детских отношениях и детских группах? На что обращать внимание? Как помогать? Как снизить риски (а последствия социальной травмы могут быть не менее серьезными, чем последствия насилия в семье)?
Поэтому сегодня мы начинаем работу на интенсиве «Дети среди детей».
Если вы воспитываете ребенка от 3 до 16 лет или работаете с детьми как воспитатель, учитель, тренер, присоединяйтесь по ссылке в шапке профиля.
Интенсив состоит из 3-х вебинаров.
Каждый вебинар – это теория, это разборы каких-то частых ситуаций и ответы на вопросы, а также это всегда практические задания для самостоятельной работы.
Проходить вебинары будут онлайн раз в неделю, чтобы вы успевали пересмотреть их в записи, если необходимо, и поработать самостоятельно над заданиями.
Тема первой встречи – «Горизонтальные связи в жизни ребёнка: как дружба и общение помогают расти».
Запись будет! У вас останется доступ к записям всех трёх вебинаров до 15 мая.
Но, если вы бы хотели иметь возможность задавать вопросы по ходу встречи, приходите онлайн.
Подробности и регистрация по ссылке - https://petranovskayaonline.ru/childrengroup
petranovskayaonline.ru
Вебинар "Детские коллективы" 30 марта
Работа психолога с подростками.
В чем особенность
и когда начать?
Наша психика организована таким образом, что она максимально защищает нас от самого страшно, от безумия и смерти путём использования психологических защит.
Например, если в детском возрасте происходит какое-то сильное психотравмирующее событие, психика вытесняет его "до лучших времён".
Срабатывает механизм забывания, как будто ничего не было.
О тяжёлом событии могут напоминать различные симптомы, например, ночные кошмары.
Когда наступает достаточная зрелость, подросток может " внезапно вспомнить" о событии.
О событии или событиях могу "напоминать" различные симтомы, может развиться тревога, беспокойство, даже депрессия.
Такое ухудшение психо-эмоционального самочувствия может произойти и в предподростковом возрасте (лет в 9-10).
На сегодняшний день "залипания" в гаджеты часто бывают попыткой ребёнка справится с чувствами апатии, опустошение, сниженным настроением.
Более тяжелые проявления зависимого поведения могу быть свидетельствами психологической травмы.
Уже давольно продолжительное время на приём к психологу приходят подростки, которые сами попросили найти психолога.
Конечно, это возможно при достаточном уровне доверия в семье и это признак продуктивной и эффективной работы с психологом.
К сожалению, встречаются подростки, которые выбирают "диструктивный способ самопомощи", например, зависимое поведение.
В этом случае постепенно к проблеме травматического опыта добавляется зависимости.
Такие люди, если доходят до психолога, то уже в более тяжелом состоянии и во взрослом возрасте!
Работа с подростком обычно значительно более краткая и эффективная!
В чем особенность
и когда начать?
Наша психика организована таким образом, что она максимально защищает нас от самого страшно, от безумия и смерти путём использования психологических защит.
Например, если в детском возрасте происходит какое-то сильное психотравмирующее событие, психика вытесняет его "до лучших времён".
Срабатывает механизм забывания, как будто ничего не было.
О тяжёлом событии могут напоминать различные симптомы, например, ночные кошмары.
Когда наступает достаточная зрелость, подросток может " внезапно вспомнить" о событии.
О событии или событиях могу "напоминать" различные симтомы, может развиться тревога, беспокойство, даже депрессия.
Такое ухудшение психо-эмоционального самочувствия может произойти и в предподростковом возрасте (лет в 9-10).
На сегодняшний день "залипания" в гаджеты часто бывают попыткой ребёнка справится с чувствами апатии, опустошение, сниженным настроением.
Более тяжелые проявления зависимого поведения могу быть свидетельствами психологической травмы.
Уже давольно продолжительное время на приём к психологу приходят подростки, которые сами попросили найти психолога.
Конечно, это возможно при достаточном уровне доверия в семье и это признак продуктивной и эффективной работы с психологом.
К сожалению, встречаются подростки, которые выбирают "диструктивный способ самопомощи", например, зависимое поведение.
В этом случае постепенно к проблеме травматического опыта добавляется зависимости.
Такие люди, если доходят до психолога, то уже в более тяжелом состоянии и во взрослом возрасте!
Работа с подростком обычно значительно более краткая и эффективная!
Почему опасно давить и не замечать свои чувства?
Наши чувства влияют на самооценку, ценность себя и уверенность в своих силах.
Наша самооценка или ценность себя опирается на внутреннее и на внешнее.
Внутренний мир - это очень важная опора, я бы даже сказала, самая важная.
Когда мы понимаем, что "происходит внутри нас", ощущаем порядок внутри себя, даже возможны трудные времена с большим количеством стресса, но мы адекватно реагируем на него. Можно тревожиться, но понимать, с чем связана тревога и тогда можно помочь себе преодолеть, справиться.
Этому способствует внимательное отношение к своим чувствам и эмоциям, умение их распознавать, различать одни от других, например, злость от страха.
Этому мы учимся всю жизнь, с рождения, более тонкая рефлексия, осознанность приходит в подростковом возрасте!
Если конечно, развитию осознанности не мешают травматические события и связанная с ними отгороженность от своих чувств!
Наши чувства - это наша безопасность и комфорт в жизни и общении!🤗
Наши чувства влияют на самооценку, ценность себя и уверенность в своих силах.
Наша самооценка или ценность себя опирается на внутреннее и на внешнее.
Внутренний мир - это очень важная опора, я бы даже сказала, самая важная.
Когда мы понимаем, что "происходит внутри нас", ощущаем порядок внутри себя, даже возможны трудные времена с большим количеством стресса, но мы адекватно реагируем на него. Можно тревожиться, но понимать, с чем связана тревога и тогда можно помочь себе преодолеть, справиться.
Этому способствует внимательное отношение к своим чувствам и эмоциям, умение их распознавать, различать одни от других, например, злость от страха.
Этому мы учимся всю жизнь, с рождения, более тонкая рефлексия, осознанность приходит в подростковом возрасте!
Если конечно, развитию осознанности не мешают травматические события и связанная с ними отгороженность от своих чувств!
Наши чувства - это наша безопасность и комфорт в жизни и общении!🤗
Всадник без головы.
Почему жить одной головой опасно?
Но и "не включать" ее опасно тоже и вот почему!
Эмоции -это не противоположность разуму.
Изначально "эмоции приписывают значение пережитому опыту".
Эмоции и разум неразрывны, эмоции, можно сказать, основа разума.
Когда эти две системы в балансе мы чувствуем себя самими собой!
Часть мозга - префронтальная кора отвечает за реакцию на то или иное событие, за оценку того требуется ли наше вмешательство и насколько срочно.
Неокортекс - это та часть мозга, которая есть только у человека, с её помощью мы можем анализировать, рефлексировать и оставаться в осознанности.
Если происходит событие, которое оказывается для человека чрезмерным, он не может его переработать в настоящий момент, это событие настолько тотальное, что психика не в состоянии его переработать в опыт, даже когда событие уже позади и угроза миновала.
Такое может быть, если это ребёнок, с незрелой психикой в следствии возраста или человек, ослабленный предыдущим негативным опытом.
Нейронная связь не работает между системами.
Системы не синхронизированны.
И человек, как "всадник без головы" несется в ту сторону, куда несёт тело.
Могут быть два типа реакции: постоянный стресс, когда возбуждение не проходит или диссоциация, когда, наоборот, реагирование отключено.
И при одной и при другой реакции жизнь становится невыносимой: чрезмерная реакция на всё или отсутствие реакции, аппатия и отрешённость.
Жизнь с последствиями травматического опыта - это жизнь в расщепленном состоянии.
С одной стороны эмоции руководят нами, с другой стороны мы можем всё пытаться контролировать, до момента острого кризиса, когда мы реагируем на некие тригеры в нашей памяти.
И теряем контроль полностью!
Травма-терапия направлена на переработку травматического опыта, возращения систем в равновесие 🧘♀️🌺
Почему жить одной головой опасно?
Но и "не включать" ее опасно тоже и вот почему!
Эмоции -это не противоположность разуму.
Изначально "эмоции приписывают значение пережитому опыту".
Эмоции и разум неразрывны, эмоции, можно сказать, основа разума.
Когда эти две системы в балансе мы чувствуем себя самими собой!
Часть мозга - префронтальная кора отвечает за реакцию на то или иное событие, за оценку того требуется ли наше вмешательство и насколько срочно.
Неокортекс - это та часть мозга, которая есть только у человека, с её помощью мы можем анализировать, рефлексировать и оставаться в осознанности.
Если происходит событие, которое оказывается для человека чрезмерным, он не может его переработать в настоящий момент, это событие настолько тотальное, что психика не в состоянии его переработать в опыт, даже когда событие уже позади и угроза миновала.
Такое может быть, если это ребёнок, с незрелой психикой в следствии возраста или человек, ослабленный предыдущим негативным опытом.
Нейронная связь не работает между системами.
Системы не синхронизированны.
И человек, как "всадник без головы" несется в ту сторону, куда несёт тело.
Могут быть два типа реакции: постоянный стресс, когда возбуждение не проходит или диссоциация, когда, наоборот, реагирование отключено.
И при одной и при другой реакции жизнь становится невыносимой: чрезмерная реакция на всё или отсутствие реакции, аппатия и отрешённость.
Жизнь с последствиями травматического опыта - это жизнь в расщепленном состоянии.
С одной стороны эмоции руководят нами, с другой стороны мы можем всё пытаться контролировать, до момента острого кризиса, когда мы реагируем на некие тригеры в нашей памяти.
И теряем контроль полностью!
Травма-терапия направлена на переработку травматического опыта, возращения систем в равновесие 🧘♀️🌺
"Волшебная таблетка" все-таки существует?
Как так получается, что некоторые люди считают психологов шарлатанами, но вполне могут доверять астрологам, тарологам и так далее?!
Психология - это совсем не вопрос веры, сейчас специалисты- психологи опираются на доказательную психологию.
Например, изменения в структурах мозга под воздействием психологической травмы путём исследований с помощью МРТ с контрастом, который наглядно показывает эти изменения!
В психологии нет ничего от веры в отличие от эзотерических практик!
В психологии много творчества в широком смысле слова, например, в том каким психологическим инструментарием пользоваться.
Нет единого подхода ко всем клиентам и ситуациям.
Терапия вместе с терапевтом адаптируется к конкретному человеку.
Кому то совсем не подходят арт-терапевтические техники, кому-то, наборот, только с их помощью можно начать разговор о чувствах!
Проводя группы по реабилитации от последствий тяжёлых стрессовых ситуаций, я использую всё каналы восприятия и, затем, получаю обратную связь от участниц.
Что именно для неё было целительным и "зашло" и это абсолютно разные вещи!
Для кого-то музыка, для кого-то тембр голоса, для кого-то специальные цветные карты или другие изобразительные инструменты!
Как так получается, что некоторые люди считают психологов шарлатанами, но вполне могут доверять астрологам, тарологам и так далее?!
Психология - это совсем не вопрос веры, сейчас специалисты- психологи опираются на доказательную психологию.
Например, изменения в структурах мозга под воздействием психологической травмы путём исследований с помощью МРТ с контрастом, который наглядно показывает эти изменения!
В психологии нет ничего от веры в отличие от эзотерических практик!
В психологии много творчества в широком смысле слова, например, в том каким психологическим инструментарием пользоваться.
Нет единого подхода ко всем клиентам и ситуациям.
Терапия вместе с терапевтом адаптируется к конкретному человеку.
Кому то совсем не подходят арт-терапевтические техники, кому-то, наборот, только с их помощью можно начать разговор о чувствах!
Проводя группы по реабилитации от последствий тяжёлых стрессовых ситуаций, я использую всё каналы восприятия и, затем, получаю обратную связь от участниц.
Что именно для неё было целительным и "зашло" и это абсолютно разные вещи!
Для кого-то музыка, для кого-то тембр голоса, для кого-то специальные цветные карты или другие изобразительные инструменты!
Как правильно выражать, свои эмоции?
Запрет на злость часто обусловлена семейным или социальным опытом, взрослые не готовы слишком пугаются или злятся, когда встречаются с проявлением детского упрямства или своеволия!
Бывает также "запрет на радость", когда радость тоже кажется взрослым чрезмерной!
Дети постепенно учатся не выражать свои эмоции😰.
А выражение своих эмоций, это то, как мы проявляемся "во вне", в окружающий мир!
А это и означает - быть собой!
"Давить" и не выражать свои чувства - это прямой путь к утрате связи с собой!
Это называется деперсонализация - это защитная реакция на непереносимое для психики переживание.
Все чувства и эмоции будто "замораживается" перестают ощущаться.
Так как же выражать себя, если этот навык был утрачен в процессе воспитания или под влиянием травматического опыта?!
Нет правильного или не правильного способа, есть подходящий именно вам способ.
Начинается порой в кабинете психолога. ❤
И тогда уже взрослому человеку стоит заново учится искать подходящий для него способ выражать свои чувства.
Иногда надо выражать чрезмерно, кричать, бить диван или подушку кромсать бумагу и глину!
Когда "оттаит" возможность выражать "негативные" чувства, вернётся и радость!
Ведь, чувства если замораживается, то все сразу💧❤
Запрет на злость часто обусловлена семейным или социальным опытом, взрослые не готовы слишком пугаются или злятся, когда встречаются с проявлением детского упрямства или своеволия!
Бывает также "запрет на радость", когда радость тоже кажется взрослым чрезмерной!
Дети постепенно учатся не выражать свои эмоции😰.
А выражение своих эмоций, это то, как мы проявляемся "во вне", в окружающий мир!
А это и означает - быть собой!
"Давить" и не выражать свои чувства - это прямой путь к утрате связи с собой!
Это называется деперсонализация - это защитная реакция на непереносимое для психики переживание.
Все чувства и эмоции будто "замораживается" перестают ощущаться.
Так как же выражать себя, если этот навык был утрачен в процессе воспитания или под влиянием травматического опыта?!
Нет правильного или не правильного способа, есть подходящий именно вам способ.
Начинается порой в кабинете психолога. ❤
И тогда уже взрослому человеку стоит заново учится искать подходящий для него способ выражать свои чувства.
Иногда надо выражать чрезмерно, кричать, бить диван или подушку кромсать бумагу и глину!
Когда "оттаит" возможность выражать "негативные" чувства, вернётся и радость!
Ведь, чувства если замораживается, то все сразу💧❤