14 subscribers
52 photos
2 videos
5 links
Это канал психолога Анны Рябовой
Темы беру из практики, пишу просто, но не упрощаю!
Download Telegram
Почему порой мы откладываем важные и даже интересные дела?

Откладывание дел включает следующий механизм: чувствуя неудовлетворение, мы пытаемся отвлечься на что-то приятное и расслабляющее, например, на просмотр роликов или соцсети.

Тревога при этом продолжает расти и никуда не уходит, "разрядки" не происходит.
Приходится ещё усерднее переключаться на "удовольствия".

Я откладываю, не делаю - тревога растёт, я делаю что-то другое, например, пытаюсь отвлечься, просматривая ролики.
Не помогает, тревога растёт.
Мозг уже включился в этот бег по откладыванию.

Из-за борьбы с тревогой всё труднее  вернуться к первоначальным планам.

Что же делать?
Важно заметить и всё таки сделать усилие по преодолению этой воронки по откладыванию!

Здесь уже начнёт работать чувство удовлетворения, самоподдержка - гордость собой, продолжать делать будет уже проще, чем продолжать откладывать!
Что скрывается за симптомом?


Порой люди обращаются к психологу, когда уже что-то в их жизни становится невыносимым.

Симптом настолько мешает жить, что практически парализует жизнь.

Частые такие жалобы - аэрофобия, кинофобия, ятрофобия, агорафобия (реже в последнее время), социофобия включает и агаро.

Так почему люди боятся этих конкретных вещей?

Некоторые клиенты прямо так и заявляют, что это мешает, а в остальном всё отлично.

Хотя токое "отщепление" скорее встречается реже.

Чаще жалобы на страхи звучат в составе других жалоб.

Страх вообще-то одна из наших базовых эмоций.

Он абсолютно нормален и полезен, как и остальные эмоции.
Но если его упорно не замечать или наоборот, фиксироваться только на страхе, то развиваются фобические состояния.

Ещё один надёжный способ довести себя для фобии - это не обращать внимания на свои чувства, не уделять им внимание, не изучать и не исследовать.

Как говорят практические психологи - "жить только в голове", игнорировать сигналы тела.

Есть ещё вариант превращения себя в фобика - это тревожно реагировать на любой телесный знак, "переживать", беспокоиться, интеллектуально изучать разные болезни (читать в интернете).

Альтернативный вариант - это " установить контакт" с собой, своим телом (эмоции рождаются в теле).

И, кстати, туда и уходят, если их упорно не слышат, уходят уже в виде болезней и симптомов!
Кризис - это всегда плохо?

Наша психика имеет две часто противоположные тенденции к стабильности и к развитию.

Какая из тенденций "возьмёт верх" в каждый конкретный момент зависит от наших возможностей в данный момент, насколько устойчиво мы себя чувствуем, насколько нам спокойно и мы готовы пробовать новое!

Ф. Перлз писал о том, что кризис - это положительное развитие внутреннего конфликта.

Мы отталкиваемся от внутренних неудобств берём энергию из среды и заходим в кризис!

Я не знаю точно, но читала, что для обозначения "кризиса и возможности" в китайском языке используется один и тот же иероглиф!

И с точки зрения практической психологии это очень точно!

Если человек заходит в кризис, это уже 1 шаг к выходу из него, открытие в себе новых возможностей и обретения нового опыта!
Почему обычная разговорная психотерапия не работает с ПТСР и КПТСР?


В результате психологической травмы происходит нарушение нейро- биохимического метаболизма.

Например, при воспоминаниях о травмирующем событии идёт угасание центра речи (центр Бока в неокортексе) .
И, наоборот, активация лимбической системы, отвечающей за элементарные чувства, такие как страх, ужас, приводящие к оцепенению.

Поэтому простое проговаривание травмирующей ситуации не даёт ничего, кроме ретравматизации (повторного переживания невыносимых чувств) и постепенно может перейти в тяжёлые нарушения психики, такие, как депрессия.

В преодолении последствий психотравмирующей ситуации важно телесное проживание!

Тело поможет выйти из оцепенения психики, важно включать и использовать телесные практики, травма - терапевтический подход.

В своей работе с психологической травмой я опираюсь на свои чувства, они очень специфические, когда я работаю с клиентом с последствиями травмы.

Клиент сначала закрыт в силу последствий травмы для чувствования и проживания своих чувств.

Но я могу опираться на свои и помогаю клиенту, учу снова доверять себе, своим чувствам и телу!

Сейчас множество современных подходов работы с травмой!

Я использую работу с чувствами, телом, подключаю арт - терапевтические методики и гештальт в работе с травмой!
Люди социальные существа, отношения с другими определяют нашу жизнь почти полностью.
Одна из задач детства - научиться жить среди людей.
Сегодня стартует интенсив, посвященный теме социализации, горизонтальных связей, детским группам - той части детства, которую не могут полностью контролировать родители. Но что мы можем сделать? Что важно знать о детских отношениях и детских группах? На что обращать внимание? Как помогать? Как снизить риски (а последствия социальной травмы могут быть не менее серьезными, чем последствия насилия в семье)?

Поэтому сегодня мы начинаем работу на интенсиве «Дети среди детей».
Если вы воспитываете ребенка от 3 до 16 лет или работаете с детьми как воспитатель, учитель, тренер, присоединяйтесь по ссылке в шапке профиля.

Интенсив состоит из 3-х вебинаров.
Каждый вебинар – это теория, это разборы каких-то частых ситуаций и ответы на вопросы, а также это всегда практические задания для самостоятельной работы.
Проходить вебинары будут онлайн раз в неделю, чтобы вы успевали пересмотреть их в записи, если необходимо, и поработать самостоятельно над заданиями.

Тема первой встречи – «Горизонтальные связи в жизни ребёнка: как дружба и общение помогают расти».

Запись будет! У вас останется доступ к записям всех трёх вебинаров до 15 мая.
Но, если вы бы хотели иметь возможность задавать вопросы по ходу встречи, приходите онлайн.

Подробности и регистрация по ссылке - https://petranovskayaonline.ru/childrengroup
Работа психолога с подростками.
В чем особенность
и когда начать?

Наша психика организована таким образом, что она максимально защищает нас от самого страшно, от безумия и смерти путём использования психологических защит.

Например, если в детском возрасте происходит какое-то сильное психотравмирующее событие, психика вытесняет его "до лучших времён".

Срабатывает механизм забывания, как будто ничего не было.
О тяжёлом событии могут напоминать различные симптомы, например, ночные кошмары.

Когда наступает достаточная зрелость, подросток может " внезапно вспомнить" о событии.
О событии или событиях могу "напоминать" различные симтомы, может развиться тревога, беспокойство, даже депрессия.

Такое ухудшение психо-эмоционального самочувствия может произойти и в предподростковом возрасте (лет в 9-10).

На сегодняшний день "залипания" в гаджеты часто бывают попыткой ребёнка справится с чувствами апатии, опустошение, сниженным настроением.

Более тяжелые проявления зависимого поведения могу быть свидетельствами психологической травмы.

Уже давольно продолжительное время на приём к психологу приходят подростки, которые сами попросили найти психолога.
Конечно, это возможно при достаточном уровне доверия в семье и это признак продуктивной и эффективной работы с психологом.

К сожалению, встречаются подростки, которые выбирают "диструктивный способ самопомощи", например, зависимое поведение.
В этом случае постепенно к проблеме травматического опыта добавляется зависимости.
Такие люди, если доходят до психолога, то уже в более тяжелом состоянии и во взрослом возрасте!

Работа с подростком обычно значительно более краткая и эффективная!
Почему опасно давить и не замечать свои чувства?

Наши чувства влияют на самооценку, ценность себя и уверенность в своих силах.

Наша самооценка или ценность себя опирается на внутреннее и на внешнее.
Внутренний мир - это очень важная опора, я бы даже сказала, самая важная.

Когда мы понимаем, что "происходит внутри нас", ощущаем порядок внутри себя, даже возможны трудные времена с большим количеством стресса, но мы адекватно реагируем на него. Можно тревожиться, но понимать, с чем связана тревога и тогда можно помочь себе преодолеть, справиться.
Этому способствует внимательное отношение к своим чувствам и эмоциям, умение их распознавать, различать одни от других, например, злость от страха.

Этому мы учимся всю жизнь, с рождения, более тонкая рефлексия, осознанность приходит в подростковом возрасте!

Если конечно, развитию осознанности не мешают травматические события и связанная с ними отгороженность от своих чувств!

Наши чувства - это наша безопасность и комфорт в жизни и общении!🤗
Всадник без головы.

Почему жить одной головой опасно?

Но и "не включать" ее опасно тоже и вот почему!

Эмоции -это не противоположность разуму.
Изначально "эмоции приписывают значение пережитому опыту".
Эмоции и разум неразрывны, эмоции, можно сказать, основа разума.

Когда эти две системы в балансе мы чувствуем себя самими собой!

Часть мозга - префронтальная кора отвечает за реакцию на то или иное событие, за оценку того требуется ли наше вмешательство и насколько срочно.

Неокортекс - это та часть мозга, которая есть только у человека, с её помощью мы можем анализировать, рефлексировать и оставаться в осознанности.

Если происходит событие, которое оказывается для человека чрезмерным, он не может его переработать в настоящий момент, это событие настолько тотальное, что психика не в состоянии его переработать в опыт, даже когда событие уже позади и угроза миновала.

Такое может быть, если это ребёнок, с незрелой психикой в следствии возраста или человек, ослабленный предыдущим негативным опытом.

Нейронная связь не работает между системами.
Системы не синхронизированны.

И человек, как "всадник без головы" несется в ту сторону, куда несёт тело.

Могут быть два типа реакции: постоянный стресс, когда возбуждение не проходит или диссоциация, когда, наоборот, реагирование отключено.

И при одной и при другой реакции жизнь становится невыносимой: чрезмерная реакция на всё или отсутствие реакции, аппатия и отрешённость.

Жизнь с последствиями травматического опыта - это жизнь в расщепленном состоянии.

С одной стороны эмоции руководят нами, с другой стороны мы можем всё пытаться контролировать, до момента острого кризиса, когда мы реагируем на некие тригеры в нашей памяти.

И теряем контроль полностью!

Травма-терапия направлена на переработку травматического опыта, возращения систем в равновесие 🧘‍♀️🌺
"Волшебная таблетка" все-таки существует?

Как так получается, что некоторые люди считают психологов шарлатанами, но вполне могут доверять астрологам, тарологам и так далее?!

Психология - это совсем не вопрос веры, сейчас специалисты- психологи опираются на доказательную психологию.

Например, изменения в структурах мозга под воздействием психологической травмы путём исследований с помощью МРТ с контрастом, который наглядно показывает эти изменения!

В психологии нет ничего от веры в отличие от эзотерических практик!

В психологии много творчества в широком смысле слова, например, в том каким психологическим инструментарием пользоваться.

Нет единого подхода ко всем клиентам и ситуациям.
Терапия вместе с терапевтом адаптируется к конкретному человеку.
Кому то совсем не подходят арт-терапевтические техники, кому-то, наборот, только с их помощью можно начать разговор о чувствах!

Проводя группы по реабилитации от последствий тяжёлых стрессовых ситуаций, я использую всё каналы восприятия и, затем, получаю обратную связь от участниц.
Что именно для неё было целительным и "зашло" и это абсолютно разные вещи!

Для кого-то музыка, для кого-то тембр голоса, для кого-то специальные цветные карты или другие изобразительные инструменты!
Как правильно выражать, свои эмоции?

Запрет на злость часто обусловлена семейным или социальным опытом, взрослые не готовы слишком пугаются или злятся, когда встречаются с проявлением детского упрямства или своеволия!

Бывает также "запрет на радость", когда радость тоже кажется взрослым чрезмерной!

Дети постепенно учатся не выражать свои эмоции😰.

А выражение своих эмоций, это то, как мы проявляемся "во вне", в окружающий мир!

А это и означает - быть собой!

"Давить" и не выражать свои чувства - это прямой путь к утрате связи с собой!

Это называется деперсонализация - это защитная реакция на непереносимое для психики переживание.
Все чувства и эмоции будто "замораживается" перестают ощущаться.

Так как же выражать себя, если этот навык был утрачен в процессе воспитания или под влиянием травматического опыта?!

Нет правильного или не правильного способа, есть подходящий именно вам способ.

Начинается порой в кабинете психолога.

И тогда уже взрослому человеку стоит заново учится искать подходящий для него способ выражать свои чувства.

Иногда надо выражать чрезмерно, кричать, бить диван или подушку кромсать бумагу и глину!

Когда "оттаит" возможность выражать "негативные" чувства, вернётся и радость!

Ведь, чувства если замораживается, то все сразу💧