15 subscribers
54 photos
2 videos
6 links
Это канал психолога Анны Рябовой
Темы беру из практики, пишу просто, но не упрощаю!
Download Telegram
Почему обычная разговорная психотерапия не работает с ПТСР и КПТСР?


В результате психологической травмы происходит нарушение нейро- биохимического метаболизма.

Например, при воспоминаниях о травмирующем событии идёт угасание центра речи (центр Бока в неокортексе) .
И, наоборот, активация лимбической системы, отвечающей за элементарные чувства, такие как страх, ужас, приводящие к оцепенению.

Поэтому простое проговаривание травмирующей ситуации не даёт ничего, кроме ретравматизации (повторного переживания невыносимых чувств) и постепенно может перейти в тяжёлые нарушения психики, такие, как депрессия.

В преодолении последствий психотравмирующей ситуации важно телесное проживание!

Тело поможет выйти из оцепенения психики, важно включать и использовать телесные практики, травма - терапевтический подход.

В своей работе с психологической травмой я опираюсь на свои чувства, они очень специфические, когда я работаю с клиентом с последствиями травмы.

Клиент сначала закрыт в силу последствий травмы для чувствования и проживания своих чувств.

Но я могу опираться на свои и помогаю клиенту, учу снова доверять себе, своим чувствам и телу!

Сейчас множество современных подходов работы с травмой!

Я использую работу с чувствами, телом, подключаю арт - терапевтические методики и гештальт в работе с травмой!
Люди социальные существа, отношения с другими определяют нашу жизнь почти полностью.
Одна из задач детства - научиться жить среди людей.
Сегодня стартует интенсив, посвященный теме социализации, горизонтальных связей, детским группам - той части детства, которую не могут полностью контролировать родители. Но что мы можем сделать? Что важно знать о детских отношениях и детских группах? На что обращать внимание? Как помогать? Как снизить риски (а последствия социальной травмы могут быть не менее серьезными, чем последствия насилия в семье)?

Поэтому сегодня мы начинаем работу на интенсиве «Дети среди детей».
Если вы воспитываете ребенка от 3 до 16 лет или работаете с детьми как воспитатель, учитель, тренер, присоединяйтесь по ссылке в шапке профиля.

Интенсив состоит из 3-х вебинаров.
Каждый вебинар – это теория, это разборы каких-то частых ситуаций и ответы на вопросы, а также это всегда практические задания для самостоятельной работы.
Проходить вебинары будут онлайн раз в неделю, чтобы вы успевали пересмотреть их в записи, если необходимо, и поработать самостоятельно над заданиями.

Тема первой встречи – «Горизонтальные связи в жизни ребёнка: как дружба и общение помогают расти».

Запись будет! У вас останется доступ к записям всех трёх вебинаров до 15 мая.
Но, если вы бы хотели иметь возможность задавать вопросы по ходу встречи, приходите онлайн.

Подробности и регистрация по ссылке - https://petranovskayaonline.ru/childrengroup
Работа психолога с подростками.
В чем особенность
и когда начать?

Наша психика организована таким образом, что она максимально защищает нас от самого страшно, от безумия и смерти путём использования психологических защит.

Например, если в детском возрасте происходит какое-то сильное психотравмирующее событие, психика вытесняет его "до лучших времён".

Срабатывает механизм забывания, как будто ничего не было.
О тяжёлом событии могут напоминать различные симптомы, например, ночные кошмары.

Когда наступает достаточная зрелость, подросток может " внезапно вспомнить" о событии.
О событии или событиях могу "напоминать" различные симтомы, может развиться тревога, беспокойство, даже депрессия.

Такое ухудшение психо-эмоционального самочувствия может произойти и в предподростковом возрасте (лет в 9-10).

На сегодняшний день "залипания" в гаджеты часто бывают попыткой ребёнка справится с чувствами апатии, опустошение, сниженным настроением.

Более тяжелые проявления зависимого поведения могу быть свидетельствами психологической травмы.

Уже давольно продолжительное время на приём к психологу приходят подростки, которые сами попросили найти психолога.
Конечно, это возможно при достаточном уровне доверия в семье и это признак продуктивной и эффективной работы с психологом.

К сожалению, встречаются подростки, которые выбирают "диструктивный способ самопомощи", например, зависимое поведение.
В этом случае постепенно к проблеме травматического опыта добавляется зависимости.
Такие люди, если доходят до психолога, то уже в более тяжелом состоянии и во взрослом возрасте!

Работа с подростком обычно значительно более краткая и эффективная!
Почему опасно давить и не замечать свои чувства?

Наши чувства влияют на самооценку, ценность себя и уверенность в своих силах.

Наша самооценка или ценность себя опирается на внутреннее и на внешнее.
Внутренний мир - это очень важная опора, я бы даже сказала, самая важная.

Когда мы понимаем, что "происходит внутри нас", ощущаем порядок внутри себя, даже возможны трудные времена с большим количеством стресса, но мы адекватно реагируем на него. Можно тревожиться, но понимать, с чем связана тревога и тогда можно помочь себе преодолеть, справиться.
Этому способствует внимательное отношение к своим чувствам и эмоциям, умение их распознавать, различать одни от других, например, злость от страха.

Этому мы учимся всю жизнь, с рождения, более тонкая рефлексия, осознанность приходит в подростковом возрасте!

Если конечно, развитию осознанности не мешают травматические события и связанная с ними отгороженность от своих чувств!

Наши чувства - это наша безопасность и комфорт в жизни и общении!🤗
Всадник без головы.

Почему жить одной головой опасно?

Но и "не включать" ее опасно тоже и вот почему!

Эмоции -это не противоположность разуму.
Изначально "эмоции приписывают значение пережитому опыту".
Эмоции и разум неразрывны, эмоции, можно сказать, основа разума.

Когда эти две системы в балансе мы чувствуем себя самими собой!

Часть мозга - префронтальная кора отвечает за реакцию на то или иное событие, за оценку того требуется ли наше вмешательство и насколько срочно.

Неокортекс - это та часть мозга, которая есть только у человека, с её помощью мы можем анализировать, рефлексировать и оставаться в осознанности.

Если происходит событие, которое оказывается для человека чрезмерным, он не может его переработать в настоящий момент, это событие настолько тотальное, что психика не в состоянии его переработать в опыт, даже когда событие уже позади и угроза миновала.

Такое может быть, если это ребёнок, с незрелой психикой в следствии возраста или человек, ослабленный предыдущим негативным опытом.

Нейронная связь не работает между системами.
Системы не синхронизированны.

И человек, как "всадник без головы" несется в ту сторону, куда несёт тело.

Могут быть два типа реакции: постоянный стресс, когда возбуждение не проходит или диссоциация, когда, наоборот, реагирование отключено.

И при одной и при другой реакции жизнь становится невыносимой: чрезмерная реакция на всё или отсутствие реакции, аппатия и отрешённость.

Жизнь с последствиями травматического опыта - это жизнь в расщепленном состоянии.

С одной стороны эмоции руководят нами, с другой стороны мы можем всё пытаться контролировать, до момента острого кризиса, когда мы реагируем на некие тригеры в нашей памяти.

И теряем контроль полностью!

Травма-терапия направлена на переработку травматического опыта, возращения систем в равновесие 🧘‍♀️🌺
"Волшебная таблетка" все-таки существует?

Как так получается, что некоторые люди считают психологов шарлатанами, но вполне могут доверять астрологам, тарологам и так далее?!

Психология - это совсем не вопрос веры, сейчас специалисты- психологи опираются на доказательную психологию.

Например, изменения в структурах мозга под воздействием психологической травмы путём исследований с помощью МРТ с контрастом, который наглядно показывает эти изменения!

В психологии нет ничего от веры в отличие от эзотерических практик!

В психологии много творчества в широком смысле слова, например, в том каким психологическим инструментарием пользоваться.

Нет единого подхода ко всем клиентам и ситуациям.
Терапия вместе с терапевтом адаптируется к конкретному человеку.
Кому то совсем не подходят арт-терапевтические техники, кому-то, наборот, только с их помощью можно начать разговор о чувствах!

Проводя группы по реабилитации от последствий тяжёлых стрессовых ситуаций, я использую всё каналы восприятия и, затем, получаю обратную связь от участниц.
Что именно для неё было целительным и "зашло" и это абсолютно разные вещи!

Для кого-то музыка, для кого-то тембр голоса, для кого-то специальные цветные карты или другие изобразительные инструменты!
Как правильно выражать, свои эмоции?

Запрет на злость часто обусловлена семейным или социальным опытом, взрослые не готовы слишком пугаются или злятся, когда встречаются с проявлением детского упрямства или своеволия!

Бывает также "запрет на радость", когда радость тоже кажется взрослым чрезмерной!

Дети постепенно учатся не выражать свои эмоции😰.

А выражение своих эмоций, это то, как мы проявляемся "во вне", в окружающий мир!

А это и означает - быть собой!

"Давить" и не выражать свои чувства - это прямой путь к утрате связи с собой!

Это называется деперсонализация - это защитная реакция на непереносимое для психики переживание.
Все чувства и эмоции будто "замораживается" перестают ощущаться.

Так как же выражать себя, если этот навык был утрачен в процессе воспитания или под влиянием травматического опыта?!

Нет правильного или не правильного способа, есть подходящий именно вам способ.

Начинается порой в кабинете психолога.

И тогда уже взрослому человеку стоит заново учится искать подходящий для него способ выражать свои чувства.

Иногда надо выражать чрезмерно, кричать, бить диван или подушку кромсать бумагу и глину!

Когда "оттаит" возможность выражать "негативные" чувства, вернётся и радость!

Ведь, чувства если замораживается, то все сразу💧
Приглашение для коллег!

Я знаю, что меня читает много психологов, социальных работников, руководителей организаций, работающих с замещающими семьями.
Если это – как раз про вас, то наверняка вы знаете, что я являюсь учредителем Хогвартса для помогающих специалистов:) , более известного как «ИРСУ» – института развития семейного устройства.

Это негосударственная некоммерческая организация, которая с 2012 года работает над решением проблемы сиротства в России.
Прежде всего – через подготовку специалистов в этой сфере.

📅 17 июня в 18:00 по Москве мои коллеги из ИРСУ проводят день открытых дверей образовательной программы для психологов «Основы семейного устройства и помощи принимающим семьям».

«К нам приходят приёмные семьи, но, кажется, мы не понимаем, как им помочь»…
«Приемные родители хотят вернуть ребенка в детский дом – что делать, мы боимся навредить»…

Приглашаем психологов, работающих в службах сопровождения, СРЦН, органах опеки, НКО, школах или в частной практике присоединиться к дню открытых дверей чтобы узнать об опыте коллег, задать свои вопросы и узнать подробности о базовой трехмесячной программе повышения квалификации
«Основы семейного устройства и помощи принимающим семьям».

В сентябре стартует уже 10-й поток и, кто знает, возможно вы станете одним из наших выпускников ❤️

День открытых дверей пройдет онлайн в Zoom – 17 июня, во вторник. Начало в 18:00 по Москве.

Зарегистрироваться можно по ссылке https://bot.irsu.info/opendoor_osnovi?vhod=petra&content=tg_post.

Реклама: АНО ДПО «ИРСУ», ИНН 7729451364, erid: 2VtzqvsY4rr
Channel photo updated
Channel photo updated
Почему одной йоги недостаточно или когда она может быть вредной?

Практики осознанности, такие как йога, медитация могут быть очень полезными, они помогают уравновесить душевное состояние.

Но когда это может работать против?

Когда человек оказывается в изоляции, сторонится волнений окружающего мира.

Казалось бы, что вы этом плохого?

Мы существа социальные - нам нужен другой человек, чтобы делиться переживаниями, мыслями, получать "обратную связь" от других людей.

Только так мы чувствуем себя живыми и вообще собой!
Важен взаимообмен, отдача, в том числе и чувств!
Критическое мышление.

Почему оно важно и отличается ли от негативного мышления?

Почему критическое мышление важно, что это означает вообще?

Критическое мышление - это защитные границы для мозга.
Это барьер для защиты от того, что мне не подходит!

Оно не имеет ничего общего с критикой и тем более оценочностью и негативным мышлением.

Это то, что нам позволяет не поглощать всё подряд, это "ментальный фильтр", как органы чувств, вкус и обоняние для организиа вцелом, которые позволяют не поглощать всё подряд и не отравиться.

Критическое мышление позволяет не отравиться чем-то неподходящим нам, токсичным для нас.

Как оно работает?

Благодаря критическому мышлению мы можем остановиться, рассмотреть то, что нам предлагают, взять паузу, поразмышлять, вспомнить свой предыдущий опыт, опереться на свои знания.

Также критическое мышление незаменимо для принятия чего-то нового, благодаря нему, мы можем поразмыслить и не отвергать сразу!

Развитие критического мышления тесно связано с кризисными этапами в жизни человека, особенно подростковым кризисом, успешное прохождение которого помогает в дальнейшем опираться на себя, свои чувства, особенно на такое важное чувство, как злость!)