Вчера весь прием были одни мальчишки от 6 до 12 лет. И все, как один «в теме» супергероев. Подобное мне обсуждать нравится (как с мальчиками, так и девочками:) по двум причинам:1 – я люблю комиксы; прочитал всего Бэтмена, Человека-паука, черный молот, Хранители и тп. Не считая графических романов;2 – увлечение супергероями (как и многие другие увлечения) – это невероятно крутой материал для анализа. Вот вокруг чего я обычно трактую супергеройские рисунки: «Невидимость» – я бы предположил желание ребенка смотреть на все со стороны, не включаться (почему – другой вопрос); плюс, возможно, речь идет в каком-то смысле (сколько конкретики:) о желании уйти от наказания, «развязать себе руки». «Физическая сила» – мне нужно подобное, если 1) мне не комфортно быть маленьким (возрастной этап или перегиб родителей); 2) я могу надеятся только на себя; 3) мне нужно быть в центре внимания, чтобы мной восхищались. «Остановка времени» – я бы очень аккуратно предположил, что есть ряд событий, в которых ребенок «застрял» (иными словами «я не хочу, чтобы время шло»). «Каменна кожа» – довольно очевидно, но предположил бы, что это желание снизить чувствительность (внутреннюю), то есть, «мне не нравится, что происходящее меня травмирует». Как это относится к терапии? Я спрашиваю ребенка «какую бы ты хотел суперспособность?». И мы рисуем супергероя. И то, какую способность ребенок изображает – (возможно!) говорит о его собственной внутренней «нехватке». Это, разумеется, не повод «постановки диагноза». Это попытка, еще одна дорожка, чтобы понять «о чем же там ребенок думает». Страшилки Если брать во внимание то, что я ранее говорил о «супергеройской» теме, то можно догадаться в чем важны и полезны истории про «черную руку», «ведьм», «бабку-ёжку» и тд: это возможность пережить опыт. Фантазия в принципе штука полезная и важная, потому что с ее помощью можно пережить что-то: поиграть в футбол, находясь в инвалидном кресле, отправиться на луну, сидя за кухонным столом, встретиться со страшным монстром, с фонариком под одеялом. Пояснять тут излишне: мы это знаем, делали и тп. Это очень ценно для развития личности: мы превращаем страх – в интерес (в случае со страшилками), фантазию – в опыт (в случае фантазировали вообще). Пережив страх от встречи с ведьмой в фантазии – мы развиваем у ребенка и социальный интеллект, и возможность расширения репертуара реагирования. Страшилка говорит о том, как герой выходит из ситуации, как переживают беду, как готовятся к тому, чтобы совершить подвиг: вернуть невесту, украсть коня, победить Кощея Бессмертного. То и дело у коллег я натыкаюсь на мысли о том, что сиреноголовые, монстры scp, и тп – страшно вредны и опасны. Но, постойте, чем сиреноголовый отличается от лешего? Или ведьма – она что «не так уж страшна», как монстр scp? И то и другое – монстры и страшилки. СТРАШИЛКИ ЛЮБЯТ ВСЕ. Взрослые? Да сколько угодно. Взять даже эти сообщения в Вотсапе о том, что «по улицам Рязани бродит маньяк – будьте осторожны». Другое дело: все должно быть логично и соразмерно возрасту. Младенцы – «идёт коза рогатая»Тоддлеры – спрятаться, затем резко напугать (без перегиба:)От 3 до 6 – ведьмы, кощеи, и тп (герои сказок)От 6 до 10 – привидения, монстры, зомби и тп (мистическое)От 10 и выше – страшилки из серии «от нас скрывают правду» (ну тнт, там и прочее:)

Алексей Серов