Психоаналитическая супервизия: история, теория и практика.

Автор – Карягина Наталья Владимировна, психоаналитический психотерапевт, действительный член ОПП (EFPP)

 

Введение.

Супервизия считается одним из трех краеугольных камней аналитического тренинга, наряду с теорией и личным анализом. Хорошая супервизия предоставляет безопасный контейнер для мышления, дает модель компетентности и вносит свой вклад в развитие профессиональной идентичности.

Не только обучающиеся, но и опытные специалисты используют супервизию, поскольку она дает внешнюю точку зрения на терапевтические отношения и вводит в действие триангуляцию. Например, группаналитики используют супервизию с более опытным специалистом или с коллегами для нахождения «третьего глаза», необходимого для понимания сложной динамики в группах, а терапевты, работающие с нарушенными, первесными или  склонными к насилию пациентами, особенно нуждаются в специальном пространстве для размышлений для уравновешивания неизбежных атак на их психику. Эти супервизорские отношения, которые складываются после завершения тренинга и окончания личной терапии, требуют дополнительных навыков. Они могут сохраняться в течение многих лет и часто становятся чем-то особенным в матрице профессиональных отношений.

Отличительной особенностью психоаналитической традиции является в ней отношение к супервизии: она нужна вовсе не только тем, кто еще не прошел тренинг и неопытен: супервизия является неотъемлемой компонентой непрерывного профессионального развития.

История психоаналитической супервизии

Первыми групповыми супервизиями, по всей видимости, следует считать встречи, которые проводил Фрейд и его последователи по вечерам в среду в Вене на Бергассе, 19. «Общество среды», которое встречалось еженедельно с 1901 по 1906 год (потом оно стало Венским психоаналитическим обществом), считается первым документированным примером аналитической групповой психотерапии, однако, поскольку участники группы собирались вокруг Фрейда с явной целью обучения психоанализу и супервизии своих случаев, вполне уместно рассматривать эту историческую группу как первый документированный пример групповой супервизии. Члены группы представляли свои случаи, излагали свои идеи и обсуждали свои статьи с Фрейдом и другими участниками. Заключительные комментарии в каждой дискуссии всегда были оставлены Фрейду.

Важно отметить, что суть супервизии была разделена с самого начала в соответствии с двумя основными потребностями супервизанта: обучение навыкам (то есть приобретение знаний и техник) и участие в личностно-профессиональном становлении терапевта.

Начинающие психоаналитики, посещавшие встречи по средам, наверняка много получали от концептуализаций Фрейда  и его авторитетного руководства. Следуя идеям Кохута (1971) о решающей функции доступных и отзывчивых селф-объектов, можно утверждать, что активная и в чем-то харизматичная фигура Фрейда может быть очень важна для супервизантов на начальных стадиях их профессионального развития и служить важным инструментом в процессе становления терапевта.

Тем не менее, некоторые авторы Берман (1999), Мак Кинни (2000) и др. считают предполагаемые знания аналитика и чрезмерно активную и авторитетную позицию супервизора препятствием к росту супервизантов.

Процесс и внутренние механизмы супервизии.

Поговорим подробнее, что концептуально происходит внутри супервизии, обратившись к концепции Биона.

Бион предложил концепцию ревери, определяя ее как составляющую психического функционирования матери в ее контейнирующем качестве. Он описывает это как состояние психики, в котором возможно переживание сноподобного течения ассоциаций, чувств и смутных мечтаний. Оно дает возможность матери ощущать эмоциональное состояние младенца и контейнировать его. Ее способность осуществлять такую функцию является трансформирующей для младенца и делает его чувства выносимыми и способствующими росту.

Аналогичным образом в супервизии (особенно это касается групповой ее формы) происходит процесс порождения значимых мыслей и переживаний, созидаемых объединенными способностями членов группы и супервизора к ревери.

Огден (1997, 2005) ссылается на концепцию ревери Биона, но подчеркивает обыденную каждодневную простоту содержания ревери. Он определяет ревери слудующим образом: «это смутные размышления, мечты, фантазии, телесные ощущения, ускользающие восприятия, образы, всплывающие в сознании в состоянии полусна…»

Согласно Огдену, сложности в обсуждении своих ревери с другими не обязательно вызываются болезненными чувствами или защитными механизмами. Скорее, они проистекают из нежелания раскрывать свой частный мир и избегания ощущения стыда, которым может сопровождаться такое раскрытие.

Берман и Бергер полагают, что существует коллективное «ревери группы», которое совместно создается из сочетания личных ассоциаций (и ассоциаций на начальные ассоциации) членов группы в процессе обсуждения особенностей резонанса представленного материала во внутреннем мире каждого участника.

Сложности применения психоаналитической супервизии для специалистов помогающих профессий, не прошедших аналитический тренинг

Седлак (1997), подчеркивает основную черту супервизии не прошедших тренинг терапевтов – им сложно выносить эмоциональное напряжение своих контртрансферентных откликов, в особенности, в случае негативного трансфера. Супервизанты, которые раньше проходили личную терапию, демонстрировали большую степень толерантности к внешней реальности и принятия собственных мыслей и чувств. В супервизорских группах часто встречается и требует обсуждения контртрансферентное давление «делать что-нибудь», а не только размышлять. Иногда супервизанту сложно отказаться от своей базовой специализации в пользу психоаналитической традиции свободных ассоциаций, «свободного парения». Например, психиатры могут прибегать к оценке психического состояния склонных к суициду пациентов, а социальные работники вовлекаются в тревожную ответственность за внешнюю жизнь пациента. Арт-терапевты, психодраматисты начинают припоминать возможные методики, которые им кажутся подходящими для данного пациента, отвлекаясь от своего тяжелого контрпереноса, избегая формулирования своих фантазий, чувств или телесных ощущений. «Внутреннее отыгрывание» часто проявляется в тревожной смене терапевтической задачи – например, направлении пациента к другому специалисту. Хотя «начинающие» часто хорошо информированы о психоаналитических теориях, они лишь постепенно учатся чувствовать свою значимость как трансферного объекта во внутреннем мире пациента и осознавать, что их собственные переживания отчаяния и гнева в значительной степени порождены проективной идентификацией.

Литература:

  1. Матрица и ревери в супервизорских группах. Берман Э., Бергер М. Group Analysis, Vol.40, № 2, рр. 236-250
  2. Анализ самости. Кохут Х., Когито-центр, 2003
  3. Словарь психоанализа. Хиншелвуд Р., Когито-центр, 2007
  4. Введение в работы Биона. Гринберг Л. и др. Когито-центр, 2007