Неуверенность, страх и доверие: экзистенциальные темы в зеркале вызовов времени.
Альфрид Лэнгле

Австрийский психолог, психотерапевт. Президент Международного общества экзистенциализма и логотерапии, которое он основал совместно с Виктором Франклом.
Эта открытая он-лайн лекция была организована факультетом психологии Высшей школы в рамках проекта «Среда обучения». Доктор Альфрид Ленгле некоторое время не мог войти в он-лайн эфир, так как количество вошедших преувеличило допустимое. С обсуждения этого момента доктор Лэнгле и начинает свою Лекцию, давая пример, как можно справляться, пусть и с небольшими, но проблемными ситуациями.
Я прошу прощения за задержку с началом лекции, но у меня не было сначала ссылки, а потом максимальное число участников перевалило за возможное и приходилось решать эту проблему.
Я сначала почувствовал себя очень неуверенно, потом начал возникать страх, но у меня было доверие, что вот если я Владимиру (переводчику) напишу, он мне точно поможет. Вот у нас уже с началом семинара есть живой пример той тематики, о которой мы заявили в качестве темы нашей лекции, и в действительности, это жизненные, экзистенциальные темы. Это не какие-то теоретические темы, размышления о жизни, о смысле, о каких-то общих вопросах, а те темы, которые касаются центральным образом нашей осознанной жизни. Эпидемия коронавируса, которая порождает неуверенность и страх. Естественно, что можно встречать их на разных уровнях, на уровне государства, общества, экономики. У нас в Европе самая сильная экономическая рецессия с девяностых годов. В некоторых странах в связи со второй волной коронавируса почти система здравоохранения в коллапсе находится. Фирмы, многие предприятия, стоят перед вопросом выживания и вынуждены увольнять своих сотрудников. Даже если мы не будем принимать во внимание такие вот большие проблемы, то наше беспокойство и неуверенность в отношении своей собственной жизни, родных, семьи, это знак нашего времени. Обстановка, атмосфера жизни, которой мы жили до марта этого года, она фундаментально изменилось для очень многих людей. Мы не могли себе даже представить, например то, что люди не имеют право выйти на улицу или путешествовать, куда-то поехать, да вот это мы не могли себе представить. Многие люди испытывают большой страх перед опасностью заражения. И действительно, в самом деле уже многие тысячи умерших от пандемии в Европе есть.
Время карантина, который опять, вот сейчас в Австрии ввели в более мягкой форме, чем раньше, не поменяло тревоги, и есть ощущение запертости, которое многие переживают сложно. Родители поняли, насколько могут утомлять дети, когда вот они сидят дома и заперты вместе с ними в квартире. Дети требуют Огромного внимания. Они хотят общаться, они должны учиться, многих детей перевели на дистанционное обучение. Дети становится очень непослушными, неприятными, назойливыми. Многие семьи пережили вот эту тяжесть груза воспитания детей в ещё большей степени, чем раньше.
Можем ли мы выдерживать эти нагрузки, можем ли мы справляться с ними, когда мы сами внутренне находимся под таким давлением психологическим. Многие семьи пережили то, что и отношения в семьях очень много требуют и могут быть напряженными, если вынуждены проводить столько времени вместе. И ты не можешь уклониться от этого постоянного совместного присутствия. Знаете ли вы, какие следствия имеет для человека такая ситуация. Латентные проблемы, скрытые проблемы, слабости, которые в человеке в обычное время, в его обычной жизни остаются не замеченными, они всплывают и обнаруживаются.
И с другой стороны, может быть более отчётливо увиденный потенциал, тот позитивный потенциал, который содержится в отношениях, в семье и так далее. Это значит, что вот в отношениях в парах, личных отношениях это время может быть очень хорошим и продуктивным. Люди могут более глубоко сблизиться, более глубокими могут стать их общение, беседы и также жизнь в семье.
Проблематичные стороны в отношениях, которые тоже могут обостриться, не так легко с ними как-то обходиться и их избегать. Не получается больше просто обходить вот эти трудные моменты или, как раньше, возможно куда-то выйти, поехать куда-то и вот таким образом решать те проблемы, которые были раньше в скрытой форме, не получается. Вот такое кризисное время может привести к большой неуверенности и беспокойству. Потому, что те формы, которые были раньше, как бы защищали нас и были опорой для нас, мы не можем больше на них опереться и они больше не являются защитой.
И еще другой уровень задет в нашей экзистенции подобными моментами, подобным временем. Не только стресс происходит на уровне общества, государства, предприятия, семьи и личной жизни. Все мы больше, чем в обычной ситуации, отброшены сами к себе. Вынуждены больше быть самими собой, больше быть наедине с собой. Мы не можем так легко уйти от себя. Сюда прибавляется страх перед болезнью. Страх перед тем, что могут умереть пожилые родственники. И, с другой стороны, здесь есть некоторые возможности, некоторые шансы больше заняться собой, больше обратить внимание на внутреннюю жизнь. Больше взращивать внутренний диалог, разговор с самим собой. Внутренний диалог, который мы можем вести с самим собой, это та форма интернализации или работа с тем с жизненным опытом, который можно преобразовывать и усваивать.
Одно из самых важных в жизни человека вещей это то, что человек находится в постоянных стабильных и хороших отношениях с самим собой. Только в этом случае мы можем оставаться здоровыми на длительную перспективу, стабильным образом по жизни. Если мы «отчуждимся» от внутреннего, если мы станем чуждыми самим себе, тогда мы можем потерять себя. И тогда может наступить некоторое внутреннее напряжение, некоторый внутренний стресс и мы станем более чувствительными и более восприимчивыми к соматическим, к телесным болезням. Но пока я нахожусь сам с собой в понимающем позитивном отношении внутреннего диалога, у меня есть духовная иммунная система.
Я хочу привести три примера интересных для педагогов результатов исследования.
Если человек не может справляться путем внутреннего диалога с напряжением, которое является следствием пандемии, тогда возникают, приходят в движение защитные реакции, защитные механизмы.
Первый пример. В одной из начальных школ Берлина смогли обнаружить в исследованиях, что жестокость и насилие между учениками резко повысились. И выяснили, что значительная часть этой агрессии между учениками происходит от агрессии, которая существует в семье.
Следующие результаты исследований установили, что разрыв между различными социальными слоями населения увеличивается. Те дети, которые живут в семьях, которые в экономическом и социальном отношении справляются с пандемией, переносят лучше, чем те дети, которые происходят из семей с низким социально-экономическим статусом. Разрыв в переживаниях увеличился. Это установили в исследованиях, что слабые дети стали еще более слабыми. У них успеваемость еще больше понизилась.
И третий результат. Это исследование относится к Австрии. Депрессивность повысилась. На фактор три депрессивность повысилась. Но не у всех слоев населения. Депрессивность повысилась у безработных, у женщин, которые испытывают бОльшую психологическую нагрузку дома. И у детей. Для педагогов эти примеры важны. А именно, дети, которые испытывают трудности с учебой, на них пандемия сказывается еще больше. Установлено в исследованиях, что слабые дети и дети, которые происходят из социально-экономически проблемных семей, стали ещё более слабыми, то есть их результаты обучения сильно понизились.
Вот мы немножко обрисовали актуальную ситуацию, в которой мы сейчас находимся, сейчас мы обрисовали тот фон, на котором разыгрывается вот этот страх и неуверенность. Я бы хотел эту картину как-то связать с экзистенциальным пониманием человека. В общем, что значит жить в этом таком мире. Когда мы рождаемся, мы переживаем себя отданными на откуп миру, в котором родились. Этот мир может быть холодным, жёстким и бессердечным. У этого мира есть собственная динамика. И собственная закономерность. И этот мир может быть токсичным и делать нас больными. И если мы себе представим, что мы беззащитны, можно даже сказать обнажены перед этим миром, тогда нам может стать жутковато! В немецком языке это слово «жутковато» можно представить, как будто вы идете по ночному парку и кругом темно. И в любом месте этого парка может затаиться какая-нибудь опасность. Вот это базовое чувство обнаженности и беззащитности мы ощущаем, как то, что мы находимся вне уюта и вне дома. Экзистенциалист- философ Мартин Хайдеггер пишет просто и понятно про то, что жутко: «в страхе человек испытывает себя беззащитным и обнаженным». Он имеет ввиду то, что этот страх связан с экзистенцией человека. Актуально переживаемый страх – это только вершина заостренного некоторого глубинного чувства беззащитности и обнаженности. Человек в мире чувствует себе недостаточно дома, что он в этом мире как гость присутствует, что этот земной мир не есть какая-то его абсолютная родина. Вот в такое кризисное время пандемии, чувство уюта и безопасности рассыпается и раскалывается, просто по причине того, что жизнь шла по привычки и своим чередом и вот «бах!» и привычный мир больше не существует! И мы переживаем, что не можем чувствовать себя в полной безопасности и в этом мире мы действительно не чувствуем, что мир полностью безопасен. Мы живем в страхе оказаться на едине с самим собой, мы не можем делегировать этот страх. У Хайдеггера есть такая формулировка «отданность бытия самому человеку». Это страх перед единичностью человека, я должен нести свой страх сам, я никому не могу передать свой страх и никто не может за меня этот страх пережить. И это меня конфронтирует, сталкивает с моей ответственностью за свою жизнь. Это ведет нас к вопросу о вере, где же мы можем найти эту защищенность, эту укрытость.
Для того, чтобы немного снять остроту этого переживания, человек обращается в бегство в повседневную жизнь, в сферу привычек. Хайдеггер говорит про бегство в кажущуюся привычность мира. Я делаю что-то, что делают все люди, я живу как все живут. Это знаменитый хайдеггерский безличный человек – дазайн (человек) . (Дазайн – сущее, которое обладает способностью вопрошать о бытии, главное понятие основополагающего труда Хайдеггера). И, таким образом, человек живёт не своей жизнью. Потому что вот эту базовую структуру человеческого существования в этом мире очень тяжело выдерживать.
Я обобщу эти размышления. В экзистенциальной философии страх прежде всего имеет два основания. Во-первых, в мире нет абсолютной безопасности, и мы не можем все предвидеть. И это создает чувство неуверенности. И когда мы наблюдаем коронавирусную пандемию, мы можем в глобальном масштабе увидеть сколько неуверенности и страха существует в этом мире.
И второе основание страха, это то, что наше существование крайне ограничено в этом мире, ограничено в очень многих смыслах. Мало сил, средств, возможностей. И наконец, наша жизнь конечна, она ограничена смертью. Пандемия действительно опасна для людей, и она гораздо очевидней пугает людей. Что бы остаться душевно здоровым в это время, которое для многих является вызовом, нужно внутренне осмыслить тот факт, что я смертен, осознать свою смертность, а именно не тогда, когда мне 70-80-90 лет будет, ну я уже и сейчас смертен. И нигде нет абсолютно защищенного места перед лицом смерти. И в такое время мы сталкиваемся вот с таким экзистенциальным фактом, что все люди смертны. Также и мои родители, и мои дети. В этом и есть смысл страха, что страх ведет нас эмоционально к вопросу, как я могу жить с фактом, что однажды я умру, и что это сегодня может случиться в любой момент. У нас сейчас пандемия коронавируса, и никто из нас не жил до этого во время пандемии, мы знаем только эпидемии. Последняя серьезная пандемия была в 1918 году, это был ужасный грипп, 25% людей Европы и Азии погибли. Тогда погибло от гриппа больше людей, чем в Первую мировую войну. Вирус гриппа каждые сто лет мутирует и тогда от него не может появится стойкого иммунитета, и когда он вот таким образом мутирует, он снова становится опасен для людей, от него огромное число людей умирает. В медицине считается, что скоро будет новая волна пандемии гриппа. Но нужно себе представить в условиях пандемии вымирало большое число людей. По-видимому, такое было и в России. Раньше была чума. Два-три раза в столетие была эпидемия чумы, и каждый раз эта эпидемия уносила от 1/3 до 2/3 населения. И тогда не знали, как передается эта чума. Бактерии были открыты в конце 19 века. Каждые 10 лет в 19 столетии повторялись эпидемии тифа. И все ослабленные люди вымирали.
Таким образом, вот это чувство угрозы, было всегда, за всю историю человечества. Последние сто лет мы нашли большое количество защиты от вирусов и бактерий за счет развития медицины, но ощущения смертности всегда сопровождали человечество. Так же этот факт мы должны осознать, в истории человечества не было ни одного столетия, когда оно было бы полностью защищено от эпидемий.
Две формы, которые люди раньше использовали как защиту от угроз, это вера и суеверия. Люди искали прибежище в вере. Различные формы суеверия привели к попыткам изгнать этого дьявола, подчинить себе. Это такие формы защиты, которые в Средневековье имели широкое распространение. Они действуют чисто психологически. Это такие формы, которые действуют и сейчас.
Так же и сегодня такие реакции человека можно наблюдать, например участие в секте, это одна из форм того, как человек психологически может защищать себя от опасного мира.
У нас сейчас имеется взлет различных теорий заговоров. Ввиду страха люди приходят к убеждениям, которые очень трудно рационально понять. У всех теорий заговора истинное ядро есть. Я хочу кратко упомянуть несколько теорий заговоров.
У теорий заговоров есть два источника теорий заговоров. Первый это выражение или артикуляция этого базового чувства неуверенности. Это я сейчас говорю об эмпирически исследованных теориях заговора. Это мнение, что истинное положение дел замалчивается. Есть теория, что тесты на коронавирус все сфальсифированы. Люди совершенно не заражены вирусом, потому что у многих ведь нет никаких симптомов. Есть такая теория, что новая сеть 5G распространяет коронавирус. Или есть еще такая точка зрения, что мы подошли к последнему времени. И что наше время подходит к концу.
Второй источник теорий заговоров объясняет все, что происходит, она тоже дает человеку чувство уверенности в том, что происходит. Разделяющие эту теорию, которая принадлежит к этой группе, говорят вместо пандемии, «пландемия», то есть кто-то умышленно все это сделал. Что есть какие-то темные силы, которые хотят прийти к власти, политики используют эту пандемию чтобы утвердить свою власть, что через прививки от вируса введут чипы, чтобы контролировать все.
И третья группа теорий, они просто отрицают проблему, что нет никакого коронавируса и все это лишний шум и обман. Значит, фотографии умерших в Италии, на «самом деле» просто фото с войны. А коронавирус-просто грипп.
Эти теории дают некоторую форму информации, за которую человек может ухватится, и когда человек понимает, что происходит он может лучше себе защищать.
Вот эта мысль может послужить нам шагом к пониманию того, как с этой ситуацией быть и как работать со страхами и неуверенностью. Вот в этих теориях заговора вот этот момент уже содержится, потому что нам нужна опора, надежное пространство, защита.
Первое, что нам нужно- это защита. Если я чувствую страх, то что нам дает защиту? Для начала она должна быть реалистична. И мы знаем, что лучшая защита – это дистанция, мыть руки, одевать маску, но нам нужно больше защиты, психологической.
В особенности важно- это надежные хорошие отношения, и связь с людьми, которым я могу доверять и общаться. Чувство собственного достоинства тоже дает эту психологическую защиту. То, что я могу положится сам на себя. Естественное понимание жизни, которое содержится в культуре, тоже может дать некоторую защиту, потому что мы очень подвержены культуре и всему, что происходит вокруг нас. Есть наука и там работают компетентные люди, и там разрабатывается вакцина, этому можно действительно доверять. Когда появляется ощущение неуверенности, все что дает мне защиту может меня успокоить. Но этого недостаточно, нам нужно безопасное пространство, где я могу спокойно присутствовать. Это важно и во внутренней жизни, и во внешней. Вот у меня есть квартира или комната, где я могу жить и существовать, так должно быть и внутри, безопасное место внутри -это тело, я могу чувствовать себя хорошо в своем теле. Так же это могут быть люди, компания, друзья, если вы выйдете и спокойно на улице вдохнете свежий воздух, то вы тоже дает себе это безопасное пространство.
Третье важное составляющее защиты- это опора, это когда я воспринимаю реальность, когда я соотношу себя с тем, что происходит в мире, когда что-то плохое происходит и я не начинаю отворачиваться от этого, а я смотрю туда, где реальная опасность. Естественно, что сообщество дает мне поддержку, и там я могу чувствовать себя в безопасности. Но это только тогда, когда эти отношения верные, верность дает мне понимание того, что я могу доверять. Вот это понимание опоры ведет к доверию. Доверие это как я справляюсь с неуверенностью и страхом. Доверие строится на том, что здесь есть почва под ногами, если я какому -то другу доверяю свою тайну, я считаю, что он ко мне относится хорошо и не будет злоупотреблять тем, что я доверился. Когда я сажусь в такси я тоже доверяю шоферу в том, что он имеет контроль над машиной и он умеет хорошо водить.
Если он, например, выпил, то у меня нет доверия к такому шоферу, но даже если он не трезвый, то есть некоторое ощущение, а можно ли ему доверять? В конечном счете мы приходим к тому что в человеческой жизни нет абсолютной безопасности и сохранности.
Но если у меня развито доверие, то я могу с этим остатком неуверенности как-то справляться и жить. Можно, например, представить доверие в образе моста через реку, когда я иду по такому мосту например над бурной рекой, то я доверяю мосту, что он достаточно прочен, что он устроен так, что я могу доверять и он не провалится, поэтому, что бы возникло истинное доверие, то нужно увидеть или почувствовать что есть стабильность и взглянуть на то, что есть в реальности. Естественно, тут нужно еще мужество, что бы себя подвергнуть возможной опасности, попробовать доверить себя этому мосту, дать себе просто быть, дать возможность нести себя тому что есть, это очень важно мочь быть. Это значит так же и уметь выдерживать, у нас часто бывает чувство неуверенности, то есть могу ли я вынести ту или иную ситуацию, например я заболел или потерял работу. В такой ситуации человек может почувствовать страх или неуверенность. Мы можем конфронтировать с этими темами, связными со страхами или неуверенностью. Нужно спросить себя, действительно ли я не выдержу эту ситуацию, например если я заболею этой болезнью или потеряю работу, может быть я все такие смогу жить в этом и жить дальше, но мне это не нравится. Нужно провести конфронтацию с тем, что нравится и с тем, что я могу. То есть если мне что-то не нравится, то это не значит, что я не могу этого выдержать. Если мы отождествляем или не делаем эту дифференциацию, то мы действительно думаем, что эти ситуации непереносимые. Но если быть полностью честным перед собой, то станет понятно, что в такой ситуации я жить дальше могу и ничего страшного не происходит. Тогда если я такой шаг делаю, то я снова приобретаю доверие к бытию. На которое я могу положится и есть почва, но мне не приятно. То, что я хотел показать этими примерами, что очень важно, чтобы человек установил контакт со всем тем, что происходит. Когда мне сложно или страшно то мне нужно установить контакт с тем, что происходит и разрешить себе жить тогда мы можем встретить неуверенность лицом к лицу и установить прочный фундамент. После этого может возрастать доверие, когда я смотрю на реальность и я не испытываю иллюзорное доверие, а я вижу четкие факты того, что мне есть на что опереться. Под мостом доверия течет река неуверенности, но эту неуверенность можно преодолеть я могу с ней жить, я приобрел некоторый контроль себя и своего поведения.
Но если ощущение усиливается, тогда она (неуверенность) переходит на новую фазу и эта неуверенность превращается в страх. В чувстве страха к нам приходит ощущение, что мы можем провалиться в бездну, когда мы чувствуем страх, мы чувствуем, что бездна рядом, что вот-вот что-то плохое произойдет. Что-то угрожающее. Поэтому страх или преодоление страха нуждается в особой работе с ними, а именно конфронтации с ним.
При страхе недостаточно просто тех рекомендаций выше, нам необходимо 3 шага.
Первый вопрос -это посмотреть, что есть в реальности, так ли опасно что-то кажущееся нам страшным, то есть обратить внимание на то, что вызывает у нас страх. Каждый знает такие моменты, когда у студента страхи перед сдачей экзамена, когда у нас пандемия возникает страх, что умрут близкие, родители, у многих страх что они останутся без работы или фирма разорится. Первый шаг в работе со страхом, это задать вопрос себе, что может произойти в реальности, например, что родители или близкие могут заболеть это реалистично, или то что я потеряю работу, какие следствия это понесет, реалистичные следствия это те которые есть в реальности, если родители заболеют, у них поднимется температура то я должен отдать их в больницу, это реалистичное следствие если родные заболели. Если я теряю работу тогда у меня нет доходов, ну может на три месяца у меня хватит сбережений, может государство чем-то поможет, и я буду искать новую работу сразу же. И вот те последствия, которые сразу наступят, после трех месяцев если ничего не случится то может я без квартиры останусь, или будет не на что купить еду. Действительно могут наступить сложные обстоятельства.
Второй вопрос, если такое случилось действительно, почему это так тяжело, что мои родители так заболели что их пришлось отдать в больницу и им может грозить смерть. Все это реалистичные следствия. Почему это для меня так тяжело? Этот вопрос может помочь нам увидеть, какую ценность для нас составляет то, что нас окружает. Я желал бы, чтобы они жили дольше, но может в такой момент мне станет ясно что я мало с ними контактировал, что может я бы хотел больше с ними общаться и проводить время. Почему так тяжело, если я потеряю работу? Что мне нравится с теми коллегами, с которыми я работаю? Экономическая ситуация: а если я больше не хожу на работу, и сижу дома, что мне делать все это свободное время. Такие вопросы самому себе могут подкрепить ценность, того, что у нас есть на данный момент.
Третий вопрос, что бы я делал если быэти следствия действительно произошли. Если мои родители попадут в больницу, что я буду делать? Я буду плакать, кричать, я буду бегать как сумасшедший по лесу. или я буду пить, или я буду встречаться с близкими, друзьями, буду ли я молится. Что я буду делать если я потерял работу и у меня больше нет сбережений, буду ли я встречаться с коллегами по вечерам, или если я потеряю работу, то не смогу с ними видится, если денег больше нет я бы стал обращаться к друзьям с просьбой о финансовой помощи, или я буду что-то продавать, или я буду жить скромнее, или перееду на более маленькую квартиру, что я буду делать? Что бы я сделал в этих обстоятельствах? Знаете какое действие оказывают эти вопросы? Я учусь брать свою жизнь в руки даже в очень сложных обстоятельствах. Действие этих вопросов, я приобретаю доверие к себе и к жизни. Потому что я понимаю, что я могу что -о делать всегда даже, если это будут просто слезы. Я начинаю воспринимать себя не как просто жертву обстоятельств, а как творца своей жизни. Я могу что-то делать, я не только завишу от жизни. Через эту конфронтацию со страхом мы избавляемся от привычных защитных механизмов и берем свою жизнь в руки. Мы признаем и принимаем что мои родители могут умереть, что я могу потерять что -то ценное, что может быть я буду жить более скромно, я признаю ограниченность своей экзистенции, Я принимаю что я могу жить имея в распоряжении очень мало средств, потому что жизнь как таковая имеет для меня ценность. Базовая ценность жизни для меня проявляется более ощутимо и явно, и в конечном счете, когда мне ничего уже не может помочь, тогда я должен буду возможно умереть. Тогда я смотрю на все И скажу, что вот такова была моя жизнь. В конечном счете, я могу только дать быть том, у что есть. Может это непривычные мысли, эти мысли взяты из самой жизни, мы знаем, что мы все можем что то терять и нести страдания. Но если я чувствую себя мостом доверия, тогда я смогу перейти через бурную реку неуверенности, если возникает страх, я знаю что я всегда могу что то делать, что то активно предпринимать, тогда это ощущение поднимает меня над пассивностью, что я могу в один момент сказать: «Да, вот это была моя жизнь». Тогда я чувствую себя глубинным фундаментом бытия, есть некоторая база и основа, через которую я пришел в эту жизнь, но это уже не тема психологии, тема психологии – это то, что каждый человек может субъективно переживать, что существует фундамент, который меня несет по жизни и держит, что есть некоторый уровень который держит меня над жизнью. Вот этот трудный период, кризис, имеет потенциал привести нас к этим базовым основам человеческой жизни. Тогда если мы это прочувствуем в это трудное время, то мы поймем, что этот кризис нам по плечу, что даже такое тяжелое время имеет смысл.